0
1441
Газета Политика Интернет-версия

03.07.2003 00:00:00

Особый субъект Кадыров

Тэги: кадыров, чечня, выборы


На днях в Москве прошло первое заседание рабочей группы по подготовке договора о разграничении полномочий между федеральным Центром и Чеченской Республикой. Ему предшествовала публикация в чеченских СМИ проекта этого документа (подготовленного главой Чечни Ахмадом Кадыровым), предоставляющего республике невиданные в федеративном государстве полномочия: от эмиссии наличных денег и образования свободных экономических и таможенных зон до передачи республике полного права на реализацию нефтяных и других сырьевых ресурсов. То есть Кадыров замахнулся на то, о чем даже Дудаев не мечтал. При этом Кремль, как ни странно, отнесся и к проекту, и к заявлениям Кадырова более чем толерантно: мол, все обсудим, ничего не будем отвергать с ходу.

После упомянутого заседания Кадыров в очередной раз заявил, - что будет отстаивать свой проект. "Мы - особый субъект", заявил Ахмад-Хаджи. Не забыв, по традиции, заметить, что имеет определенный карт-бланш на предстоящих выборах "не только внутри республики, но и за ее пределами".

Похоже, исполняющий полномочия президента Чечни в очередной раз намекнул, что пользуется однозначной поддержкой Кремля и лично Владимира Путина. В самой Чечне, впрочем, на этот счет существует иное мнение. Здесь не остались незамеченными слова президента России на пресс-конференции для отечественных и зарубежных СМИ, где он заметил, что его лично в Чечне "устроит тот человек, который будет пользоваться поддержкой народа республики". Говорят, эта фраза вызвала в окружении Кадырова форменный переполох. А в чеченской элите заговорили о том, что Владимир Путин, не назвав ни одной фамилии, дистанцировался от нынешнего и.о. президента Чечни в рамках излюбленного принципа "равноудаленности", который, похоже, касается не только олигархов, но и политиков. В администрации главы Чечни, разумеется, слова Путина трактуют только в пользу Кадырова.

Между тем на предстоящих президентских выборах у Кадырова будет немало конкурентов. И их рейтинг в республике нисколько не ниже рейтинга Ахмад-Хаджи, если не выше. Кстати, выборы в Госдуму в 2000 году, когда со значительным отрывом от соперников (среди которых были и люди Кадырова) победил Асламбек Аслаханов, наглядное тому подтверждение. Конечно, у Кадырова есть административный ресурс, но многие полагают, что он "надутый" и состоит разве что из ссылок на поддержку его кандидатуры Владимиром Путиным. Что, кстати, следует и из более чем осторожного высказывания российского президента на упомянутой конференции: "Кого чеченцы изберут, тот и будет руководителем, того мы и признаем и с тем будем работать".

Бесспорная победа на выборах Кадырову скорее всего не гарантирована. Более того, резкие заявления, которые все чаще и чаще звучат из уст главы Чечни, судя по всему, вызваны пошатнувшимся реноме его ближайшего окружения. Сын Кадырова недавно был задержан в Кисловодске за пьяный дебош со стрельбой, против него возбуждено уголовное дело. В Дагестане за последние две недели было зафиксировано три конфликта, связанных с чеченской милицией. В одном случае были задержаны "гвардейцы" Кадырова, в другом - охранники его соратника, министра по делам печати Чечни Беслана Гантамирова, причем последний конфликт закончился стрельбой. В самой республике "личную гвардию" Кадырова давно уже боятся больше зачисток федеральных войск, а негласно "гвардейцев" называют "эскадронами смерти". К тому же не секрет, что укрепления кадыровского клана не слишком радостно воспринимается другими тейпами. Об этом не любят говорить даже сами чеченцы, но от этого никуда не денешься.

Давление Ахмада Кадырова на Кремль, ясно проявившееся в ситуации вокруг договора о распределении полномочий, представляется как элемент предвыборного пиара главы Чечни. Он постоянно дает понять, что ставку нужно делать только на него. То есть только он и его люди, действительно набравшие силу, способны ответить за порядок в Чечне. Именно поэтому Кадыров настаивает на проведении выборов уже в октябре, чтобы не дать возможности раскрутиться другим кандидатам. По сути, Кремлю предлагается простой выбор: Кадыров или нестабильность, которая приведет к выходу республики из состава России. То есть Ахмад-Хаджи использует "страшилку" нового витка войны, чтобы конвертировать ее в поддержку федерального Центра.

На самом деле, как показывают опросы фонда "Общественное мнение", ситуация несколько иная. В мае, по данным фонда, за то, чтобы Чечня осталась в составе России и у нее не было особого статуса по сравнению с другими республиками, высказались 70% респондентов, являющихся жителями Чечни. И заслуги Кадырова тут нет: просто люди устали от войны. Что касается кандидата, которого должен поддержать Кремль, то неудачный выбор может полностью скомпрометировать федеральную власть в глазах жителей республики. В Кремле, похоже, об этом тоже иногда думают. Иначе Владимир Путин не был бы так осторожен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
844
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1007
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1154
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3195

Другие новости