Дмитрий Орешкин, группа "Меркатор"
Я думаю, Дума вряд ли проголосует за вотум недоверия правительству - администрация президента в этом не заинтересована. Сейчас доминирует тенденция прийти к выборам тихо, инерционным образом, без каких-то резких потрясений. Это позиция президентской администрации. Есть и конкурирующая линия - встряхнуть общество, вбросить какую-то тему, которая вынудит людей политизироваться. Вторая линия всегда была в тени, и ее стимулируют те, кто считает, что перед выборами должно что-то произойти. Поскольку если идти по инерционному сценарию, то произойдет не то, что запланировано, а что-нибудь извне, например, мощный теракт в Чечне. Поэтому может быть принято решение выйти с упреждающей инициативой и создать ложную политическую новость, пожертвовав при этом правительством.
Вячеслав Игрунов, Институт гуманитарно-политических исследований
Я думаю, что вотум недоверия является скорее пробным камнем, нежели реальным шагом по устранению Касьянова. Если это так, то правительство припугнут, и дальше все будет спокойно. Если же вотум недоверия вдруг пройдет, я думаю, что это вызовет нестабильность, поскольку, на мой взгляд, сегодня нет ни одного продуманного кандидата на пост главы правительства. Когда вы обратитесь к тем политическим партиям, которые выражают вотум недоверия, вы задайте им вопрос, кого они видят в качестве премьер-министра. Насколько мне известно, никто никакой разумной кандидатуры не предложил. Поэтому речь здесь идет скорее о политических играх с целью самораскрутки и нагнетания некоторой напряженности.
Андрей Рябов, Фонд Карнеги
Если вотум недоверия пройдет, то премьер все равно останется на месте. Максимум, что может случиться, - перестановки даже не в экономическом блоке, а среди лиц второго-третьего эшелона состава правительства, с тем чтобы как-то отреагировать на депутатскую критику. Мне кажется, что мы сейчас недооцениваем силу и стабильность самого премьера. Дело в том, что он становится центром притяжения интересов разных групп, и вряд ли президент накануне выборов будет рисковать стабильностью ради эффектных политических шагов, результат которых достаточно сомнителен. Можно выиграть в общественном мнении на 2-3 недели какие-то проценты в позитиве, но в результате получить фактическую дестабилизацию государственного аппарата, что накануне выборов вещь достаточно опасная. Подобные резкие действия можно предпринимать, когда есть очевидный провал и нужно показать виновника. Но сейчас ни общественное мнение, ни политический класс на резкие шаги не настроены.
Игорь Бунин, Центр политических технологий
Я думаю, что вотум не пройдет, потому что центристы проголосуют против. Проблема очень простая: одним из главных завоеваний Путина является политическая стабильность, и она есть один из элементов его брэнда. Подрывать свой образ в глазах общественного мнения накануне парламентских и президентских выборов явно невыгодно. Другой вопрос, что в результате этого вотума недоверия правительство начинает играть роль козла отпущения. И общество начинают психологически готовить к мягкому отстранению Касьянова после президентских выборов, когда будет найден его преемник.