Вчера депутат Госдумы Сергей Глазьев дебютировал в роли объединителя народно-патриотических сил. Хотя дебют имел название научно-практической конференции, некоторые СМИ проанонсировали его как попытку сменить Геннадия Зюганова на посту лидера левопатриотической оппозиции. В качестве сменщика назывался, естественно, Глазьев.
Ничего похожего, однако, не произошло. Несколько десятков малоизвестных в стране мужчин и женщин, собравшихся в Центральном доме туриста, при всем желании не смогли бы произвести подобного переворота. Тем более что многие из вчерашних делегатов с таким же энтузиазмом посещают сходки Геннадия Селезнева, Павла Бородина и других объединителей "здоровых сил", а другую группу составляли коммунисты, отряженные партией поучаствовать в дискуссии, если таковая случится.
Дискуссия вышла слабая. Докладчик Сергей Глазьев предложил собравшимся осмыслить удивительный парадокс отечественной истории: 10 лет Россией правит группа лиц, чье правление категорически не нравится абсолютному большинству граждан, тем не менее граждане раз за разом переизбирают эту власть, хотя могли бы отдать голоса за свою, народную оппозицию. Размышляя об этом, Глазьев пришел к мысли о слабости, разрозненности нынешней оппозиции, о ее неспособности реализовать народную волю. В связи с чем в преддверии новых выборов стоит задача расширения и укрепления левопатриотического блока.
Из деликатных глазьевских формулировок следовало, что Компартии и ее лидеру объединительная миссия не вполне удается и нужно искать какую-то новую, нежели НПСР, форму блокирования патриотов. Этот намек оказался, видимо, слишком тонким, чтобы возбудить приличную дискуссию. Только двое ораторов, отставной генерал Леонид Ивашов и независимый левый депутат Госдумы Олег Шеин, попытались развить мысль докладчика и показать, что в стране есть много патриотов и много левых, которые не могут найти общего языка с КПРФ и которые соответственно нуждаются в новой коалиции. Доводить эту идею до предложения немедленно учредить новый патриотический союз и тут же избрать его лидера оказалось некому.
"Завести" аудиторию в принципе могли коммунисты. Член президиума ЦК КПРФ Борис Кашин сказал довольно обидную для собравшихся вещь. По его словам, из реально наличествующих в стране левопатриотических организаций, не состоящих в альянсе с КПРФ, практический интерес представляет только радикально-левая РКРП. Выходило, что больше объединять некого.
Оказавшийся в зале лидер РКРП Виктор Тюлькин тотчас объявил о своей готовности внести полтора миллиона голосов, собираемых партией, в общий народно-патриотический котел. Но договариваться об этом ортодоксальный марксист Тюлькин готов только с КПРФ и с Зюгановым, ни с какими новыми коалициями он связываться не будет.
Руководство КПРФ зачислять Глазьева в раскольники пока что не спешит. О его объединительной инициативе коммунисты говорят как о безвредном частном предприятии депутата-патриота, не состоящего в Компартии. Поскольку соратники Зюганова убеждены, что альтернативу НПСР Глазьеву создавать не из чего, то и мешать ему они не намерены.