Очередная проверка в Чечне.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера в Москве и Грозном были заклеймены позором газеты "Монд" и "Либерасьон", опубликовавшие сведения о массовых похищениях и убийствах мирных граждан в Чечне. Смысл комментариев сводился к тому, что секретный доклад республиканского правительства, на который ссылалась "Монд", не существует в природе. А масштабы произвола со стороны военных преувеличены. "Упомянутые в газетной публикации цифры явно завышены, а факты - сомнительны", - заявил глава республики Ахмад Кадыров. Тон кремлевского советника Сергея Ястржембского был еще более жестким: "Мы будем рады получить извинения французских газет... Часть западных СМИ распространяет искаженную картину происходящих в Чечне событий".
Еще дальше пошел спецпредставитель президента РФ по правам человека в Чечне Абдул-Хаким Султыгов. Сообщения западных СМИ он назвал провокацией. "Это спланированная акция, речь идет о новом этапе информационного противостояния, направленного на дискредитацию референдума, судебной системы Чечни и на срыв амнистии", - уверенно заявил чиновник. Спецпредставитель счел, что таким образом европейские политики пытаются оправдать инициативу представителя юридического комитета ПАСЕ Рудольфа Биндига о создании международного трибунала по преступлениям в Чечне.
Характерно, однако, что сам факт существования преступных промыслов в вооруженных силах, расквартированных в республике, ни один из чиновников не отрицал. Речь шла лишь о том, что у прессы нет надлежащих доказательств. Похоже, настала пора их предъявить.
Неизвестно, существует ли в действительности упомянутый журналистами "Монд" правительственный доклад, а если да, то когда он был подготовлен - при премьере Попове или при премьере Бабиче, который так неожиданно и странно ушел в отставку. Но редакция "НГ" располагает другим документом - вполне официальным и не менее красноречивым. Это доклад прокурора Чечни Владимира Кравченко, распространенный на закрытом совещании республиканских силовиков в начале марта. Ровно месяц назад мы публиковали выдержки из этого документа ("Воруют все!", "НГ" от 13.03.2003 г.) - о том, как расходуются федеральные средства, отпущенные на чеченское восстановление. Сегодня есть повод вновь внимательно взглянуть на этот сенсационный рапорт.
То, что десятки, если не сотни, военнослужащих и милиционеров систематически преступают закон, прокурор считает юридически установленным фактом. Подчеркивая, что местные органы правопорядка отнюдь не усердствуют в изобличении оборотней в погонах, более того, часто спускают эти дела на тормозах, прокурор констатирует: уже более полусотни уголовных дел против должностных лиц доведены до суда. При этом жертвами каждого третьего преступления, совершенного людьми в камуфляже, оказываются мирные граждане. Иными словами, сегодня военные в Чечне не столько поддерживают конституционный порядок, сколько способствуют сохранению в республике криминогенной ситуации. Они не фактор стабильности, а источник воспроизводства насилия.
Из доклада можно выделить три основных вида преступной деятельности, распространенных в войсках и местной милиции: похищение мирных граждан, мародерство и лихоимство. Масштабы этих явлений вполне коррелируют с данными, опубликованными в "Монд". В газете идет речь о 1134 убитых "среди гражданского населения" в 2002 году, а в докладе - о возбуждении в том же году 565 уголовных дел о похищении граждан. При этом прокурор делает потрясающее уточнение: 300 из этих дел "имеют данные о причастности сотрудников федеральных сил к пропаже граждан". Хорошо бы уточнить, как много из этих сотрудников местных жителей, надевших униформу с погонами. Ведь может так оказаться, что чеченцы, якобы сотрудничающие с официальными властями, по истинному роду своих занятий ничем не отличаются от террористов.
Как бы то ни было, очевидно: военнослужащие и милиционеры занимаются киднепингом и прочими преступными промыслами не менее интенсивно, чем те, кого они пришли обуздать. На языке криминологов это называется "профессиональной деформацией": при определенном стечении обстоятельств правоохранитель приобретает навыки и психологию правонарушителя.
Общая обстановка в Чечне этому, видимо, более чем способствует. Не зря руководство страны торопится вывести "излишние" войска и ликвидировать избыточные блокпосты, которые давно уже перешли на "самофинансирование" и не являются преградой для бандитов. И недаром подчиненные Кадырова комментируют сообщения французских СМИ гораздо осторожнее, чем их шеф, - как бы намекая, что все это действительно происходит, но говорить об этом нельзя. Так, замглавы республики Мовсур Хамидов заявил, что число преступлений, совершаемых военнослужащими по отношению к мирному населению, снизилось: "Если раньше было много тяжких преступлений, в том числе таких, как похищения людей, то сейчас их стало гораздо меньше". Проще говоря, Хамидов дает понять: "борцы с терроризмом" не отказались от своих преступных занятий. И это уже приобрело форму стихийного бедствия - можно отстраненно констатировать увеличение или уменьшение его масштабов, но нельзя предотвратить. Пока солдаты в таком количестве остаются в республике - они будут грабить, насиловать и убивать.