0
457
Газета Политика Интернет-версия

18.03.2003 00:00:00

С самореформой бюрократы не спешат

Тэги: дума, закон, административная реформа, медведев


Президент на днях должен внести в Госдуму законопроект "О гражданской службе". Этот уже второй документ, разработанный под руководством замглавы президентской администрации Дмитрия Медведева. Административная реформа, таким образом, продолжается. Однако ответов на некоторые принципиальные вопросы до сих пор нет даже у ее разработчиков.

У реформы три составляющие: во-первых, необходимо создать более четкий механизм принятия и исполнения решений, во-вторых - решить, какая информация должна быть доступна для общественности, и, наконец, в-третьих - определить, какие функции должны быть у чиновника и отдельных ведомств в целом. Разработкой законопроектов по первым двум позициям занимается руководимая первым замглавы администрации президента Дмитрием Медведевым межведомственная рабочая группа (МРГ), затем они утверждаются комиссией во главе с премьером Михаилом Касьяновым. Определиться с полномочиями было доверено самим министерствам и ведомствам.

Уже этой весной депутаты получат разработанный МРГ проект закона "О муниципальной службе". А к осени рабочая группа должна определиться с правилами государственного пенсионного обеспечения граждан РФ, проходивших госслужбу, и членов их семей, а также выработать единые правила денежного вознаграждения высших государственных чиновников. Над решением этих вопросов сейчас бьется Минтруда, и, по словам источника в МРГ, говорить, как они будут выглядеть в своем окончательном виде, пока еще рано. Также в планах группы - законопроекты "О медицинском страховании", "О государственной правоохранительной службе". "О дипломатической службе" и др. Однако источник в МРГ замечает, что для того, чтобы эти законы работали, необходимо принятие значительного числа подзаконных актов - около 40 указов президента и более 10 постановлений правительства.

Между тем до сих пор далеко не все ясно с самой концепцией преобразований. Что, собственно, должно получиться на выходе? Например: сколько чиновников нужно государству? Если сравнивать с другими странами, то сегодня получается следующая картина. В России в органах власти насчитывается 1 млн. 140 тыс. бюрократов, в Канаде их 2,9 млн., во Франции по разным подсчетам их число доходит до 4 млн. "Сегодня совершенно очевидно, что проблема упирается не в численность чиновников, а в эффективность их работы", - заявил "НГ" источник в МРГ. А как измерить КПД кабинетного работника, пока неясно. Ответ на этот вопрос должен дать эксперимент, который вот-вот начнется в нескольких министерствах, включая Минэкономразвития, Минтруда, Минобороны и МВД. Результаты этого эксперимента должны ответить на вопросы и о критериях оценки труда бюрократа, и об оптимальной численности сотрудников, и о возможном размере оплаты труда.

Ответить на последний вопрос нужно главным образом для того, чтобы повысить привлекательность госслужбы и привлечь на нее профессионалов. "При зарплате в министерстве в среднем 4-5 тысячи рублей добиться качественного результата, набрать квалифицированный персонал, к сожалению, невозможно", - констатировал Герман Греф на недавней коллегии МЭРТ. Однако решить более тяжелую проблему - коррупции и избыточного давления на бизнес - с помощью повышения денежного жалованья вряд ли удастся. Для этого необходимо избавить чиновников от излишних полномочий, прежде всего в сфере контроля и надзора за деятельностью предпринимателей. Именно этот вопрос является самым принципиальным в ходе всей реформы. "Главная цель - это снятие избыточных функций государства", - заявил на коллегии МЭРТ Михаил Касьянов. Однако работа в этом направлении идет слишком медленно и слишком нерешительно - о чем говорит и президент, и премьер, и представители бизнес-сообщества.

Заметим, что министерствам и ведомствам самим было доверено расписать, от каких полномочий они готовы отказаться добровольно, а какие непременно сохранить. При этом их попросили четко разделить функции на контролирующие и правоустанавливающие. Разработать самореформу чиновникам предложили неспроста: средств на то, чтобы некая группа реформаторов извне проводила инвентаризацию всей нормативно-правовой базы, у государства просто нет. Результат получился впечатляющий - если предложения министерств и ведомств претворить в жизнь, тогда число чиновников и ведомств пришлось бы не уменьшать, а наоборот, в несколько раз увеличить.

Минэкономразвития, которое должно было обобщить предложения своих коллег в единый труд, установленные сроки провалило. За что получило нагоняй от премьера Михаила Касьянова. Руководитель правительства объяснил провал в работе страхами чиновников перед отставками и реорганизациями. Сломить сопротивление бюрократов действительно оказалось крайне сложно. "Разрубить гордиев узел пока не удается, - говорит источник "НГ" в МРГ о принятии серьезных кадровых решений. - Многие незаинтересованные в проведении реформы люди находятся на значимых ролях, и от них никуда не денешься". Между тем от того, как быстро будет решен вопрос о сокращении избыточных, часто дублирующих друг друга функций министерств и ведомств, зависит не только результативность административной реформы, но и темпы экономического роста в стране.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
813
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1372
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1004
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
526

Другие новости