У Ахмада Кадырова не так много времени и аргументов, способных убедить Кремль в его состоятельности и лояльности.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
До референдума по Конституции Чеченской Республики осталось менее трех недель. В последние три-четыре дня федеральный Центр предпринял на самом высоком уровне ряд энергичных шагов по активизации подготовки его проведения, которая и до того велась весьма интенсивно. Однако создается впечатление, что один из главных шагов еще впереди.
Президент Владимир Путин потребовал строгого соблюдения законности в республике, сокращения до разумных пределов числа блокпостов, подчеркнул, что пора вплотную заняться выплатой компенсаций пострадавшим.
Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, председательствуя вместо загрипповавшего Михаила Касьянова на заседании правительства, сообщил, что выплаты компенсаций за утраченное имущество и жилье начнутся уже в ближайшем месяце.
Заместитель главы администрации президента Владислав Сурков заявил, что Кремль не исключает возможности предоставления Чечне самой широкой автономии в составе России.
С проверками хода подготовки к референдуму в Чечне побывали председатель Центризбиркома РФ Александр Вешняков и с ним группа представителей Совета Европы и ОБСЕ, федеральный министр по делам Чечни Станислав Ильясов, член Совета Федерации от ЧР Ахмар Завгаев, помощник президента РФ Сергей Ястржембский.
Все они давали интервью, комментарии, постоянно появлялись в выпусках новостей на разных каналах. Но практически не было видно и слышно только одной фигуры, которой уж как раз необходимо быть в центре этой бурной подготовки и соответственно в центре внимания прессы. Не было видно главы республики Ахмада Кадырова. То ли он по каким-то причинам не участвовал во всем этом процессе, важнейшем как для Чечни, так и для него персонально, то ли телекамеры по каким-то причинам "не заметили" первого лица республики - так или иначе, это производит странное впечатление.
В пятницу на заседании ЦИК РФ о том, что правительство Чеченской Республики делает все необходимое для подготовки референдума, докладывал не Кадыров, а недавно назначенный председатель правительства республики Анатолий Попов. Представителей Совета Европы и ОБСЕ в их поездке по Чечне сопровождал опять же Анатолий Попов.
Примечательно также, что, хотя все проверяющие (в том числе и европейские) оценивают подготовку положительно, есть интересные нюансы.
В частности, Ястржембский, заявляя, что две трети населения Чечни понимают цели референдума и знают о его проведении, выразил тем не менее неудовольствие по поводу того, как организована агитация. Заранее были отпечатаны большими тиражами проект Конституции республики, плакаты, листовки, но в Грозном помощник президента РФ этих плакатов не увидел. Особое внимание Сергей Ястржембский обратил на то, что везде в столице республики развешены российские флаги, но нет ни одного чеченского.
Две трети знают - еще не значит, что эти две трети проголосуют "за". "Монополия" федеральных флагов в столице республики, которой обещана "самая широкая автономия", может оттолкнуть сомневающихся. А федеральная власть настойчиво демонстрирует свое подчеркнуто уважительное отношение к народу республики. И не только. Не случайно именно в эти дни полпред президента РФ в Южном федеральном округе Виктор Казанцев предложил исключить из употребления такие выражения, как "диаспора" и "лица кавказской национальности". Кремль старается нейтрализовать все факторы, которые способны оттолкнуть избирателей Чеченской Республики от референдума.
Не исключено, что в качестве одного из таких факторов рассматривается фигура Ахмада Кадырова. Вполне вероятно, что в силу естественной житейской логики большинство участников референдума могут отождествлять голосование за Конституцию с голосованием за олицетворение власти, за гаранта этой Конституции в республиканских масштабах - то есть действующего главу республики Ахмада Кадырова. Отношение в республике к нему сегодня крайне неоднозначно, всенародной поддержкой и популярностью это отношение назвать сложно. Естественно, у организаторов референдума может возникнуть опасение: не оттолкнет ли упомянутая фигура от избирательных участков значительную часть жителей республики?
То, что Ахмад Кадыров - далеко не идеальный руководитель с точки зрения федерального Центра, показала история со скандальной сменой премьеров чеченского правительства, Михаила Бабича на Анатолия Попова. Сегодня к этому добавляются опасения за итоги референдума. А ради этих итогов можно и рискнуть даже на замену ключевой фигуры за считанные недели до голосования.