Дмитрий Орешкин, группа "Меркатор"
ВЦИОМ - одна из немногих фирм, которые пользуются безусловным уважением, поэтому сомневаюсь, что рейтинг "дутый" - такой дешевый пиар себе дороже. Кроме того, ВЦИОМ - лояльная фирма по отношению к государству, и специально идти на скандал не в ее интересах. Хотя, с другой стороны, такие результаты могут показать независимость ВЦИОМа от центральных структур. Дескать, мы не боимся показывать плохие цифры почти за год до выборов. Когда до начала кампании еще далеко, можно и поиграть. Многие даже солидные социологические структуры позволяют себе играть, или вульгарно зарабатывая деньги, или зарабатывая престиж. Впрочем, я не хочу верить, что ВЦИОМ играет.
Более того, у меня есть независимые основания думать, что рейтинг "Единой России" в последнее время действительно пошел вниз. То, что "Единая Россия" плохо выглядела в прессе в течение последних как минимум полутора месяцев, - это, естественно, результат пиар-войны и отсутствия толкового пиара со стороны самой "Единой России". Что ей делать? Работать: не просто примазываться и говорить, что мы партия власти, а объяснять людям, что твоя партия сделала для избирателя. Причем я бы на их месте перенес центр тяжести в регионы. Я бы сейчас бросил все силы "Единой России" на выстраивание грамотной региональной политики. Потому что в Центре рейтинг можно поднять за два-три месяца, а вот создать региональную структуру - это работа на год как минимум.
Владимир Рыжков, депутат ГД
Считаю, что это вполне возможное падение, но я бы не придавал ему особого значения. Общественное мнение подвержено большим колебаниям, и рейтинги других партий, за исключением коммунистов, тоже колеблются очень сильно. У "Единой России" есть проблема. У партии нет так называемого ядерного электората - тех избирателей, которые при любых обстоятельствах проголосуют за них и больше ни за кого. Избиратель таких партий склонен гулять туда-сюда. Судьба "Единой России" решится во время избирательной кампании, которая начнется в сентябре и будет зависеть от того, какая будет команда, рекламная кампания, идеология, насколько партию поддержит Кремль, регионы. "Медведи" в любом случае должны будут преодолеть конфликт, который есть сейчас в руководстве. Они в любом случае должны навести у себя порядок, назначить руководителя избирательного штаба, утвердить предвыборную стратегию. Но для панических настроений нет никаких оснований.
Вячеслав Игрунов, Институт гуманитарно-политических исследований
Я думаю, что падение рейтинга "Единой России" - это следствие неудачных пиар-ходов. Во главе партии долгое время стояли люди, которые пользовались достаточно высоким авторитетом в обществе - Шойгу, Шаймиев, Лужков. Их оттеснение на задний план и выход на первую позицию Грызлова, не пользующегося таким доверием, ослабляет желание избирателей голосовать за этот блок. Речь идет не о проблеме с программой организации, а о проблеме с имиджем. Поскольку имидж изменился, а компания имиджевая, то и рейтинг упал. Теперь имиджмейкерам "Единой России" придется думать, как вернуться на прежние позиции. Скорее всего они сделают какой-нибудь шаг, в результате которого станет ясно, что никто пресловутую тройку на задний план не отодвигал, они всегда были и остаются лидерами. Власть, конечно, тоже будет что-то предпринимать. Никогда не было никакого зазора между властью и "Единой Россией". Падение рейтинга партии - это дискредитация усилий власти по продвижению своей партии в парламент.
Игорь Бунин, Центр политических технологий
Рейтинг "Единой России" упал лишь по опросам ВЦИОМа, а ФОМ пока подтверждает старые данные. Единственное, что произошло: ВЦИОМ изменил опросный лист. Раньше рядом с "Единой Россией" в скобках стояло: "Шойгу, Лужков, Шаймиев". Сейчас эту тройку вымарали и оставили "Грызлов". Интересно, что будет, если они возьмут и восстановят прежние фамилии? Если восстановится декабрьский результат, то налицо чисто техническая ошибка. В противном случае можно говорить о неком кризисе "Единой России". Основа ее электората - это брэнд, связанный с Путиным, некая ассоциативная дуга между Путиным и партией. Эта ассоциативная дуга одновременно обеспечивает масштабность "Единой России" и связь с властью: она заставляет всех сомневающихся конформистов идти в эту партию, голосовать за нее. Но оказывается, что кроме двух этих факторов есть еще один элемент (если мы будем исходить из того, что смена трех фамилий вызвала такое падение). Есть некая симпатия избирателей к этим трем лицам, которые являются на самом деле крупными нотаблями политической жизни. Они известны, за них привыкли голосовать, они дают некий добавочный электорат. Если моя гипотеза правильная, то они добавляют к электорату "Единой России" еще 8-10 процентов. А у Грызлова есть очень большой недостаток - он милиционер, а милицию не любят. Не исключаю, что именно Грызлов нанес ущерб "Единой России". Такие вещи надо проверять с помощью фокус-групп, тонкими методами, но в партии плохие эксперты, плохие технологи, плохая пиаровская кампания. Поэтому я не знаю, что им делать. Власть может восстановить прежний состав, то есть убрать Грызлова и назначить прежних лидеров, - и посмотреть, что произойдет. Она может произвести полную чистку "Единой России", все переструктурировать, переформатировать. Она может сделать ставку на создание второй партии власти. У власти много возможностей - от мелких шагов до очень крупных.
Модест Колеров, информационное агентство "Регнум"
Падение рейтинга абсолютно реально. Положение даже серьезнее, чем просто падение. Когда рейтинг этой организации достигал 27-30%, уже тогда создавалось впечатление, что это не подлинный рейтинг, а рейтинг, прямо зависящий от опросного листа, рейтинг технологий. Сейчас это закономерный итог. Что будет предпринимать власть, трудно судить. Но очевидно, что она готова к серьезным решениям относительно "Единой России". Она уже дистанцировала "Единую Россию" от себя, оставляя ей возможность для переформатирования. Власть может выпотрошить ее полностью, сменив лица, технологию, идеологию и т.д., оставив лишь название.