0
912
Газета Политика Интернет-версия

17.01.2003 00:00:00

Революция местного масштаба

Сергей Митрохин

Об авторе: Сергей Сергеевич Митрохин - депутат Государственной Думы РФ, фракция "ЯБЛОКО".

Тэги: регион, демократия


В последний день ушедшего года президент Путин прислал в Государственную Думу новую версию законопроекта о местном самоуправлении, подготовленного специальной комиссией под руководством Дмитрия Козака. "Революционность" проекта, взбудоражившая муниципальную общественность, легко объяснима. Последние 6 лет исполнительная власть вспоминала о муниципалах только в те моменты, когда нужно было отобрать у них очередной источник доходов. Необходимые изменения, которых требовала жизнь, в муниципальный закон 1995 года ею не вносились, а инициативы депутатов блокировались. Поскольку менять законодательство эволюционным путем не дали, сегодня приходится совершать "революцию".

Уникальный момент российской истории: революция начинается не с города, а с деревни. Сегодня в большинстве регионов страны право села на самоуправление ограничивается выборами районной власти. Впрочем, речь не только о селе, множество поселков городского типа и городов с населением до 20-25 тыс. человек вынуждены подчиняться назначенцам районных администраций. Там же, где формально самоуправление есть, оно вырождается в фикцию - ни реальных полномочий, ни собственных бюджетов. Как ни странно, такая ситуация вызвана формальным равенством муниципалитетов перед законом: малое поселение имеет такие же права, как и район, на чьей территории оно находится. В этой ситуации права сельсоветов районами просто игнорируются, а их полномочия присваиваются "по праву сильного".

Коллизия прав района и находящегося на его территории поселка - самый крупный "мертвый узел" действующего закона, не распутав который, нельзя решить самую острую проблему самоуправления - финансовую. Сегодня передать на места сколько-нибудь значимые налоги очень сложно именно из-за этой коллизии, которая к тому же предполагает, что поселок может просто выделиться из района со всеми ресурсами. Новая редакция закона развязывает этот узел путем разделения муниципалитетов на несколько типов. Первый тип - поселения: закон обяжет создавать в каждом поселке с числом жителей свыше 1000 человек полноценную местную власть. Второй тип - муниципальный район, в состав которого входят поселения. Третий тип - городской округ: единый муниципалитет, внутри которого полномочия не делятся. Такое разграничение позволяет "развести" между поселением и районом полномочия и ресурсы, а также дифференцировать системы налогообложения городов и сельских районов. Таким образом, появляются структурные предпосылки для закрепления за ними стабильной финансовой базы.

Есть, правда, одно большое "но". Дмитрию Козаку не хватило политического веса, а президенту политической воли, для того чтобы заставить правительство внести в пакете с проектом о самоуправлении коррективы в Налоговый кодекс. Ограничившись лишь обещаниями на этот счет, правительство "подвесило" весь замысел: без надежных финансовых подпорок новая конструкция муниципальной власти может просто рухнуть.

К сожалению, это не единственный недостаток проекта. Самым слабым его звеном остается предложение субъектам РФ установить новые границы муниципальных образований - без учета мнения населения. Эта норма позволяет губернаторам расправиться с неугодными муниципалитетами, осуществив "черный передел" их нынешних территорий. Особенно пострадают малые города, которые могут быть насильственно включены в состав районов. Еще один механизм "экспроприации" муниципалов, предлагаемый законопроектом, - временное (до 1 года) выполнение органами власти субъектов РФ муниципальных полномочий. В числе обстоятельств, оправдывающих эту меру, значится просроченная задолженность по исполнению бюджетных обязательств. Ясно, что топор заносится над каждым муниципалитетом: сегодня тех, кто не имеет задолженности, можно пересчитать по пальцам. Кстати, точно такая же процедура предусматривается другим законопроектом и по отношению к субъектам РФ со стороны федерального Центра. Как говорится, гони "вертикаль власти" в дверь, она войдет в окно - не мытьем, так катаньем. Демократическим фракциям в Государственной Думе предоставлен шанс побороться за то, чтобы контроль за местным самоуправлением со стороны государства ко второму чтению принял более цивилизованный характер.

Откровенно говоря, решение строить на городском и районном уровнях именно муниципальную, а не государственную власть - самая крупная (если не единственная) за последние два года политическая победа демократов - как явных, так и скрытых - над силами "управляемой демократии". Еще одной победой можно считать ограничение власти глав муниципальных образований. По новой версии закона мэр не может обладать исполнительно-распорядительными функциями и одновременно возглавлять представительный орган. На этой оптимистической ноте можно было бы поставить точку, если бы не ложка дегтя, приготовленная Москве и Санкт-Петербургу. Проект нового закона вопреки решению Верховного суда разрешает органам власти этих субъектов РФ совмещать государственные и муниципальные функции, что фактически ликвидирует право жителей мегаполисов на местное самоуправление. Так что муниципальная революция доберется до них в самую последнюю очередь. Если, конечно, доберется когда-нибудь вообще.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1269
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
803
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1538
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1485

Другие новости