Тема введения в школьную программу основ православной культуры получила новое развитие. На прошлой неделе стало известно о том, что Министерство образования разослало в регионы примерную программу содержания учебного предмета под названием "православная культура".
После просмотра этой программы становится ясно, что на деле школьникам будут преподавать Закон Божий, а отнюдь не "православную культуру". Более того, основные пункты программы по своему содержанию фактически совпадают с курсами, преподаваемыми в православных духовных семинариях.
Например, раздел "Православная христианская картина мира" представляет собой классический курс догматического богословия, включающий в себя православное учение о Боге и Церкви, творении мира и человека, ангелах и падших духах. Курс "История православной религии и культуры" явно заимствован из учебников Закона Божия и начинается с грехопадения прародителей. Раздел "Православная словесность" включает в себя подробный разбор Ветхого и Нового Заветов, житий святых, а также различных богослужебных текстов. Раздел "Нравственная культура православия" явно списан с курсов нравственного богословия. Пункт программы под названием "Православие - традиционная религия русского народа" подразумевает курс по истории Русской Православной Церкви.
Таким образом, под видом светской религиоведческой дисциплины дети будут получать чисто конфессиональное богословское образование. Согласно документу, за 11 лет обучения школьники должны будут освоить знания в объеме курса теологии, включенного в новый стандарт Минобразования, который также вызывает немалые споры.
Схема лоббирования изучения православия в светской школе была разработана Московской Патриархией уже давно. Вот как описывает ее Патриарх Алексий II в письме от 1999 г., адресованном местным архиереям: "...если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения, назвать курс "Основы православной культуры". Это, по мнению Патриарха, не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, "воспитанных на атеистической основе".
Согласно закону, преподавание религиозных предметов в школе возможно только вне рамок обязательной программы. У РПЦ уже есть немалый опыт факультативного преподавания Закона Божия, и теперь она добивается включения основ своего вероучения в базовую школьную программу.
Министр образования Владимир Филиппов заявил, что его ведомство вовсе не намерено делать "православную культуру" предметом, обязательным для всех школ. "На первом этапе этот предмет может вводиться только в рамках регионального компонента или в рамках школьного компонента, определяемого самой школой", - заявил он в интервью Интерфаксу. Министр уверяет, что и в этом случае курс "православной культуры" не будет обязательным.
Однако, как уже писала "НГ", и региональный и школьный компоненты являются частью базовой, то есть обязательной, школьной программы. Так что в любом случае неявка на урок "православной культуры" будет считаться прогулом. Сторонники этого предмета уверяют, что нарушения закона здесь нет, поскольку "православная культура" является сугубо светской дисциплиной. Однако, если судить по программе, разосланной Министерством образования, этот предмет даже с большой натяжкой нельзя назвать светским.
Кроме того, повсеместное введение "православной культуры" будет расшатывать и без того непростые межрелигиозные и мефконфессиональные отношения в России. Ведь Минобразования разработало программу изучения только православной культуры, забыв при этом о других традиционных религиях. Представители последних уже осторожно выражают свое недовольство. Председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин заявил в интервью Интерфаксу, что в обязательную программу средних школ необходимо ввести общий курс, который позволил бы ознакомить детей с основами всех традиционных религий России.
В свою очередь, глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин обеспокоен тем, что в "нынешних условиях другие религиозные организации России, в частности исламские, не в состоянии преподавать свои основы школьникам, поскольку в советский период они пострадали еще больше, чем Православная Церковь, а их система образования была полностью разрушена и сейчас находится на стадии становления". По словам Гайнутдина, даже в таких крупных городах, как Москва и Петербург, имамы не в состоянии охватить все средние школы.
Стремясь заставить российских школьников изучать основы православного вероучения, руководство РПЦ, по-видимому, забывает, что столь грубое навязывание веры может привести к прямо противоположному результату. Дореволюционные гимназии, в которых Закон Божий был обязательным предметом, а занятия начинались с молитвы, на деле вырастили поколения людей, равнодушных к религии и агрессивных по отношению к Церкви.
Вместо того чтобы нагружать детей сложными богословскими предметами, куда уместнее было бы, как предлагают многие эксперты, ввести в школах курс религиоведения, который давал бы общее представление об основных российских вероисповеданиях.