0
1047
Газета Политика Интернет-версия

15.10.2002 00:00:00

Бюджетная альтернатива

Дмитрий Орлов

Об авторе: Дмитрий Иванович Орлов - заместитель генерального директора Центра политических технологий.

Тэги: дума, бюджет, лоббисты


В стартовавшем бюджетном процессе Министерству финансов России нужны, как всегда, грамотные и реалистичные оппоненты без грубо выраженных собственных финансовых притязаний. Однако второе чтение грозит стать настоящим пиром аграрного, московского и региональных лобби: 308 депутатских голосов, поданных за бюджет в первом чтении, - это слишком широкая коалиция, требующая в дальнейшем немалой подпитки. И тем не менее среди сонма постоянных и ситуативных коалиций лоббистов, традиционно "расшивающих" в свою пользу те или иные статьи бюджетного законопроекта, за последние три года появилось несколько групп, которые в состоянии сформулировать содержательные коррективы к правительственным инициативам. Содержательные в политическом, а не в лоббистском смысле.

Основатель главенствующей ныне в России экономической школы Евгений Ясин, например, заметил по поводу проекта бюджета-2003: "Он должен выражать экономическую политику государства, а не только финансовую". То есть бюджетный законопроект должен быть вписан в более или менее долгосрочную стратегию экономического развития. Министр финансов Алексей Кудрин сделал значимый шаг на этом пути, предложив концепцию "бюджетной трехлетки". Но бюджет-2003, конечно, решает по преимуществу ситуативные задачи: пик платежей по внешнему долгу, возрастающих по сравнению с 2002 годом на 21%, в сочетании с двумя избирательными кампаниями, которые оборачиваются ростом зарплат бюджетников почти на треть, не оставляет правительству другого выбора.

Партия "ЯБЛОКО", уже четвертый год подряд выступающая с собственным проектом бюджета, устами Григория Явлинского и Игоря Артемьева постулирует "не только право, но и обязанность каждой реальной политической силы четко формулировать отличающиеся от правительственных концептуальные предложения по бюджетной политике". В фокусе предложений "ЯБЛОКА", которые в значительной степени принимаются и адаптируются правительством, оказываются экономические проблемы долгосрочного характера. По закону Дума работает только с правительственным вариантом бюджета, поэтому многие наблюдатели традиционно характеризуют бюджетные инициативы "ЯБЛОКА" как маниловщину. Но это совсем не так.

Партия предлагала установить единую низкую ставку подоходного налога - она сегодня введена, хотя и не на уровне 10%, за который выступали экономисты "ЯБЛОКА". Предлагалось заменить отчисления во внебюджетные фонды единым социальным налогом с регрессивной шкалой - правительство пошло и на это. Ставка налога на прибыль, как известно, уменьшена с 35 до 24% - "ЯБЛОКО" было сторонником такой меры, хотя и в более радикальном варианте (до 20%). В рамках правительственной налоговой реформы введены вычеты из налогооблагаемой базы по подоходному налогу, отменено обложение экспорта и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, уменьшена ставка единого налога на малых предпринимателей, перешедших на упрощенную систему, постепенно увеличивается обложение земельной собственности, акцизы на алкоголь и табак. Все это предлагало в своих бюджетных законопроектах на 2000-2003 годы "ЯБЛОКО". Это не означает, конечно, что Минфин верстает бюджет "по Явлинскому": политический вес партии сегодня несопоставим с центристской коалицией, на которую делает ставку власть. Но роль партии в бюджетном процессе, безусловно, возрастает.

Сегодня экономисты "ЯБЛОКА" бьют тревогу. Партию беспокоит торможение экономического роста и замедление военной реформы. При сохранении нынешних темпов Португалия стремительно уходит в отрыв от России - в этой оценке "ЯБЛОКО" близко к советнику президента Андрею Илларионову. Снижение единого социального налога с нынешних 35,6 до 30% постепенно отодвигается правительством на 2005 год, а возможно, и далее. Между тем демократы считают, что без реформы ЕСН с сокращением эффективной ставки этого налога до 20% рост может стать незаметным. Макроэкономическому блоку правительства так и не удалось ввести гибкую систему ресурсных платежей, которая, по мнению "ЯБЛОКА", позволила бы изымать сверхприбыли нефтедобывающих компаний - налог на добычу полезных ископаемых оказывается "размазанным" по всей отрасли. Наконец, абсолютно непонятны мотивы сохранения в правительственном бюджетном законопроекте обложения налогом с продаж реализации, которая оплачивается с помощью пластиковых карт. Даже весьма далекий от оппозиции Александр Шохин удивился этому решению: если давно взят курс на легализацию доходов, зачем оставлять в силе уводящий их в тень, устаревший и к тому же приносящий гроши налог?

"ЯБЛОКО" нашло 62 млрд. руб. дополнительных по сравнению с правительственным законопроектом бюджета на 2003 год доходов. Главные киты прироста - акцизы на природный газ и вывозные таможенные пошлины. Весьма примечательна жесткая адресность предлагаемых демократами направлений расходования средств. Это военная реформа, прежде всего перевод на контрактный метод формирования РВСН, стратегической авиации, военно-космических сил (тех, кто уже сегодня укомплектован профессионалами), обустройство границы на Северном Кавказе и социальные расходы, например оплата дорогостоящего лечения для детей и модернизация системы скорой помощи. По оценкам партийных специалистов, это сократит смертность на 10-15%. Впрочем, бюджет-2003 в самом деле весьма напряжен, и, возможно, лучше для национальных экономических интересов, если эти деньги будут получены правительством, но не будут заранее распределены по расходным статьям.

Анализ бюджетной политики правительства свидетельствует: времена, когда основной экономический закон страны верстался без оглядки на мнение наиболее квалифицированных неправительственных экспертов, прошли. Логика модернизации, логика бюджетной и налоговой реформы - одна и та же и для макроэкономического блока правительства, и для экономистов "ЯБЛОКА", и для реалистичных аналитиков стана центристов. В наиболее системном и очищенном от ситуативного лоббизма виде эта логика как раз и воспроизведена в "яблочных" бюджетах. Несмотря на сохраняющиеся разногласия, она подталкивает ее сторонников во власти и оппозицию к сближению по принципиальным, а не лоббистским вопросам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1257
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
792
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1522
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1468

Другие новости