0
662
Газета Политика Интернет-версия

03.09.2002 00:00:00

Предприятия приватизировали, теперь дошли руки до памятников

Тэги: памятники культуры, конфликт, босс


- Георгий Валентинович, в чем, на ваш взгляд, суть спора Москвы и федеральных властей вокруг девяти сотен столичных памятников?

- Некоторые чиновники из Минфина и Мингосимущества путают значение памятников с вопросами собственности. Они говорят: если памятники федерального значения, значит, и в собственности они должны быть федеральной. При этом указывают на некое постановление Верховного Совета горбачевских времен, когда шло перетягивание каната между союзными и республиканскими властями. Легитимность претензий чиновников, опиравшихся на подобные акты, всегда была весьма сомнительна. В итоге законодатели приняли решение: по вопросу разграничения прав собственности на памятники культуры должен быть принят отдельный закон.

То есть решение этой проблемы не должно быть отдано на откуп чиновникам, здесь требуется публичная процедура. А до этого момента любые перемещения в правах собственности, включая приватизацию, приостанавливаются. Так гласит недавно принятый и подписанный президентом закон об охране памятников. Соответственно сейчас Минкультуры и Мингосимущества не имеют права ничего требовать, а московские власти - ничего не могут отдавать.

- Тем не менее этот конфликт уже перешел в стадию судебных разбирательств...

- Поступил иск от Москвы на незаконные действия Минкультуры и Мингосимущества. Потому что те начали насильственные мероприятия по выселению общественной инвалидной организации из арендуемого ею здания. Инвалиды на свои деньги, на пожертвования привели эти помещения в порядок, наладили там работу. Но кому-то очень понравилось это здание. Инвалидов решили оттуда выгнать и разместить некий фонд правоохранительных органов.

- Однако была информация, что и федеральные структуры готовили свой иск, просто дело было отложено из-за создания согласительных комиссий.

Мне известна лишь та комиссия, которая согласовывала позиции Госдумы и Совета Федерации по поводу закона об охране памятников. Но это было еще год назад. Сейчас же, когда закон принят, у федеральных чиновников никаких правовых оснований для подобных претензий уже не осталось.

- Вы, наверное, тоже не останетесь в стороне от подготовки законопроекта о разграничении прав на памятники. Каков ваш подход к этой теме?

- Надо понимать, что собственность субъекта Федерации - это ведь все равно государственная собственность. Как и региональные органы власти - органы государственные. На каком бы из этих двух уровней памятники ни охранялись, они в любом случае будут оставаться в собственности государства. Поэтому важно не то, у кого будет право собственности, а то, сохраняется памятник или нет. Увидят наши дети, внуки, правнуки его таким, как он есть, или не увидят.

- Вы хотите сказать, что если нынешний собственник хорошо бережет данное историческое здание и претензий по этому поводу ни у кого нет, - значит, не надо ничего отбирать?

- Я бы сделал вот как. Для начала посмотрел бы, в чьей собственности находится памятник. Если в собственности Федерации - сделал бы учет, реестр таких объектов. Если в собственности субъекта Федерации или в частной собственности (а есть и такие), надо разобраться, в каком состоянии они находятся. Если в состоянии, соответствующем требованиям закона, если собственник исполняет все свои обязанности по содержанию памятника, то его надо оставить у этого собственника и ничего не выдумывать. Если не исполняет - вот тогда действовать.

По частникам разговор должен быть простой: неисполнение закона влечет принудительную деприватизацию этого объекта. Естественно, цивилизованную, с выкупом. В отношениях же Федерация - субъект Федерации разговор должен идти о добровольном взятии на себя данного обременения. Допустим, Россия не может восстановить Царицынский парк - нет денег. А деньги нужны немалые: на восстановление Екатерининского дворца и другие работы надо потратить несколько миллиардов рублей. Так отдайте его Москве, если Москва готова это сделать.

Речь идет о той сфере, где нельзя быть собакой на сене. И наоборот, если не справляются региональные власти - надо передать памятник Федерации. Вот такой подход. А если следовать логике Минкультуры и Мингосимущества, то, спрашивается, кому передавать памятники всемирного значения? На баланс ООН? Или ЮНЕСКО? Бред! Я не знаю, кто это вообще придумал - критерием прав собственности брать значимость памятников.

- Но ведь не секрет, что борьба идет не за то, как лучше сберечь достопримечательность, а за то, кто и как будет распоряжаться жилой площадью данных особняков.

- Так, может, разговор идет как раз о том, чтобы провести элементарный передел собственности? Предприятия приватизировали, теперь дошли руки до памятников. А чтобы приватизировать было легко, не оглядываясь на Лужкова, надо срочно их у него забрать. Причем именно те 900, которые он уже восстановил. А 2,5 тысячи, которые еще не приведены в "товарный вид", мы заберем потом - когда Лужков их тоже доведет до нужной кондиции. Интересный подход, ничего не скажешь. Вполне по-большевистски.

- В связи с этой темой вновь поднимается вопрос о статусе Москвы. Его предполагают прописать отдельным законом. Каким, на ваш взгляд, должен быть этот статус?

- Москва и Санкт-Петербург - субъекты Федерации, но особые. Их особенность в том, что их невозможно членить, резать на самостоятельные административные единицы. Ведь никому не приходит в голову взять областную столицу - скажем, Омск, и внутри ее создать отдельные муниципальные образования. Могут быть, конечно, районные управы, окружные префектуры, но на районном уровне в полной мере невозможно реализовать местное самоуправление. Невозможно в той части, в какой городское хозяйство нельзя разорвать функционально, технологически. Тем не менее какие-то элементы местного самоуправления в крупном городе могут существовать - только подходить к этому надо разумно, осмысленно. Скажем, эксплуатация жилья, благоустройство территории - эти функции вполне можно реализовывать самостоятельно, на местном уровне.

- Комиссия Козака обсуждает и перераспределение налогов. Есть идея перейти к схеме "один бюджет - один налог", то есть на каждом уровне взимать строго определенные налоги и сборы.

- Именно так и должно быть в идеале, мы давно к этому идем. Другое дело, что доходы территорий неравномерны по тем или иным налогам - по одним видам всплески, по другим провалы. Так что всегда будут существовать один-два регулирующих налога, которые будут расщепляться - без такого компромисса не обойтись. Но как стратегическая цель - подход абсолютно верный. Скажем, НДС - налог общефедеральный, такова его природа. А имущественные, земельные, налог с продаж имеют местный характер.

- Губернатор Борис Громов предлагает изменить адрес выплаты подоходного налога. Он говорит: несправедливо, что жители области, работающие в столице, оставляют подоходные налоги здесь, а здания эксплуатируют в Подмосковье.

- Так они за эти здания там и платят - соответствующие имущественные налоги. А подоходный - это ведь налог на доход. Где доход получаешь, там и платишь. По сути, это налог на рабочее место, он платится там, где оно сформировано. Отказ от данного правила приведет к тому, что в одних регионах перестанут принимать на работу жителей из других. Жители Подмосковья просто потеряют работу в Москве. Или начнут в массовом порядке регистрироваться на проживание в столице, прописываясь у кого угодно┘ Я понимаю озабоченность губернатора области, но уж таковы законы жанра.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
997
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
1243
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
1278
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
1006

Другие новости