0
685
Газета Политика Интернет-версия

02.09.2002 00:00:00

Сенаторы готовят прорыв на северном фронте

Тэги: сф, проект, арктика, народ, назаров


сф, проект, арктика, народ, назаров

- Почему вопрос о вхождении в Северный Совет был поднят только теперь?

- У Советского Союза были большие трения и с Финляндией, и с Норвегией. О сотрудничестве в рамках межгосударственного органа речи не шло. Да и не было у нас в ходу таких понятий, как экологическая безопасность, единая арктическая система. Но сейчас координация стран арктической зоны по многим вопросам весьма актуальна. У Северного Совета, созданного еще в 50-е годы, у совета министров этой организации накоплен очень большой опыт в решении многих задач, актуальных и для наших северян. Север дает России 65% валютной выручки ежегодно. Но сами регионы развиваются плохо - социальная сфера, экологическая сильно просели. Не финансируются многие федеральные целевые программы. Не то что с малочисленными народами - они в нищете, болезнях, без света и тепла, но и с обычными северянами государство не работает. Тем интереснее перенять опыт соседей.

- Известно ли о реакции членов Северного Совета на вашу инициативу?

- Летом я выступил с подобным предложением на сессии Парламентской ассамблеи Европы и был поддержан нашими иностранными коллегами. Я изложил свои идеи президенту, он дал поручение МИДу заняться проработкой вопроса. На имя Игоря Иванова уже отправлено письмо. Ждем ответа. В любом случае очевидно, что у России сейчас есть свои козыри. В стране достигнута определенная стабильность, у нас есть внятная внешнеполитическая линия, существуют и общие с западными соседями экономические интересы.

- А какой могла бы быть конкретная выгода России от участия в этой организации?

- В рамках Северного Совета существует кредитный банк, который спонсирует более-менее значимые для Арктики проекты. Значит, приток инвестиций в Россию возрастет. Сфера пересечения интересов - нефть, газ, золото, морепродукты. Страны Северного Совета реализуют интереснейшие совместные проекты, за которыми мы пока лишь наблюдаем со стороны, но участие в которых является для нас чрезвычайно привлекательной перспективой. Например, проблема биоресурсов Баренцева моря. 140 кораблей за последние годы ушли от нашего берега и занимаются промысловыми работами в районе Амстердама. Голландцы создали льготные условия - а мы отвернулись от своих рыбаков. В свое время с нашей помощью в Баренцевом море появился камчатский краб. Теперь норвежцы его вылавливают, а мы - нет. Потому что нет сейчас в этом регионе ни нормальной системы переработки и реализации морепродуктов, ни стимулирующей этот сектор экономики налоговой системы. Совсем иные перспективы открываются перед нами в случае вхождения в Северный Совет. Речь может идти о совместных проектах в области хранения, переработки, реализации морепродуктов. Весьма перспективным может быть совместное освоение лесных, минеральных, энергетических ресурсов, координация в решении общих экологических проблем, строительство и эксплуатация Северного морского пути. Кстати, все решения Северного Совета обязательны для исполнения правительствами стран - участников этой организации. Я считаю, что данный факт заставит российских министров больше внимания уделять нашему Северу.

- Вы предложили пересмотреть права на промысловые работы в спорной зоне Берингова моря. Вы оспариваете соглашение, достигнутое с США при Шеварднадзе?

- Да. Соглашение 1990 года "О разграничении морских пространств" Бейкера - Шеварнадзе российский парламент пока не ратифицировал. Недавно вопрос обсуждался в Совете ООН: от нас ждут ратификации. Но мы сильно сомневаемся, что стоит ставить свою подпись под тем, о чем договорился с американцами тогдашний глава МИДа Эдуард Шеварднадзе. Это соглашение сильно ущемляет интересы России, противоречит Конвенции ООН по морскому праву. Суть договора состоит в следующем: СССР передал США часть вод в районе Берингова пролива и Чукотского моря. На каком основании это было сделано, почему данный кусок отошел именно Америке - не мотивировалось. А ведь это не пустыня. Это территория, чрезвычайно богатая биоресурсами. Это крабовые, креветка, минтай, треска, палтус. Ежегодно мы могли бы вылавливать там до 150 тыс. тонн рыбы. На практике же наших моряков-дальневосточников штрафуют американские правоохранители за якобы незаконный промысел. Отданная нами территория еще и перспективное нефтеносное место, и стратегически важный рубеж. Это глубоководный "аквариум", где могут базироваться подводные лодки. Почему взяли и просто так отдали? Я считаю, что только очень слабый политик мог совершить подобный поступок. Конечно, мы выходили из ситуации холодной войны, откидывали "железный занавес". Но ни президенту, ни тем более министру не было дано права на поспешное принятие такого рода решений.

- А как иначе можно разграничить спорную зону? Вы что-то предлагали американцам?

- Да, мы уже обсуждали эту тему на встрече с американским торговым представителем. Я думаю, нельзя бояться разговора на эту тему, надо устанавливать нормальный парламентский диалог. Вопрос волнует очень многих, недавно к нам в Совет Федерации пришло обращение депутатов Камчатки: "Помогите!" Совместно с комитетом СФ по международным делам мы создали рабочую группу по Соглашению Бейкера - Шеварднадзе, которая во вторник соберется на первое заседание. Что касается путей решения этой проблемы, то их немало. Можно договориться и о совместном управлении и использовании данной территории, о получении квот на вылов рыбы. Могут быть и другие варианты.

- Вы заявили недавно, что китайская иммиграция - вызов, требующий соответствующей реакции. Какой же должна быть эта реакция?

- Владимир Путин, посетивший Дальний Восток, уже предложил несколько проектов, которые сыграют важную роль в решении "китайского вопроса". Речь, в частности, идет о продлении Транссибирской магистрали. Это серьезный шаг в деле освоения данного региона. Ведь во многом проблема экспансии извне связана с неосвоенностью, безлюдностью территорий, граничащих с Китаем. С другой стороны, нет ничего плохого в создании в Иркутской области зоны локальных агропромышленных поселений китайских граждан. Небольших, скажем, до 3-5 тысяч человек в каждом. Это пойдет только на пользу экономическому развитию региона. Главное же в том, что государство должно эти процессы контролировать, не пускать их на самотек.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
920
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1079
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1502
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1209

Другие новости