Скандал вокруг писателя Владимира Сорокина помимо политической составляющей выявил и весьма ярко выраженную экономическую: спрос на его книги стремительно увеличивается, несмотря на то что лето - это самое убыточное время для книготорговли. В результате выигрывают пока не маргинальные "Идущие вместе" и не правоохранительные органы, а сам писатель, издательство "Ad Marginem", книжные магазины и книготорговые фирмы, получившие существенную "информационную инвестицию" от освещающего конфликт телевидения. Показательно, что с этим косвенно согласен и помощник президента Сергей Ястржембский, назвавший вчера возбуждение уголовного дела против Сорокина "подставой власти". "Сразу выстраивается некий исторический ряд: Мандельштам, Солженицын, Пастернак, Бродский. Зачем нам это нужно?" - риторически вопрошает он.
Напомним фабулу. Гражданин Магунянц приобрел в магазине издательства "Ad Marginem" книгу Сорокина "Голубое сало" и написал заявление в прокуратуру о якобы усмотренной им "порнографии". Совершенно случайно 49-летний Магунянц оказался членом молодежной организации "Идущие вместе", имеющей к Сорокину давние счеты. В результате в отношении Сорокина было возбуждено уголовное дело.
Государственная борьба с порнографией - дело благородное. Однако почему ее объектами не становятся известные книжки с названиями типа "Трепет тела" или "Ночь страсти" и выразительными дамами на обложках? Видимо, потому, что они порнографией не считаются. Эти книжки удовлетворяют потребности законопослушных обывателей и обывательниц, издаются вполне легитимными издательствами и приносят доход в казну государства. Теперь в этот ряд попали и книги Владимира Сорокина, которые любой мало-мальски разумный литературный эксперт ни за что не назовет порнографическими, если таковая экспертиза состоится.
Вот короткая, но весьма показательная статистика.
По словам генерального директора книжного клуба "36"6", эксклюзивного, кстати, оптового распространителя книг издательства "Ad Marginem", Михаила Харитонова, динамика продаж произведений Владимира Сорокина возросла за последний месяц в полтора-два раза. И это несмотря на традиционный летний спад.
В книжном магазине "Ad Marginem" нам сообщили, что с начала скандала число продаж сорокинских опусов выросло в 3 раза.
Похожая статистика и в крупных книжных магазинах Москвы.
Магазин "Москва", к примеру, продал 11 июля (то есть в день сообщения о возбуждении уголовного дела против Сорокина) 14 экземпляров "Голубого сала" и 7 "Льда", а уже 12 июля 43 "Сала" и 34 "Льда". Тогда как за всю последнюю неделю июня было продано всего-то 21 "Сало" и 75 "Льдов".
Подобная динамика характерна и для магазина "Библио-Глобус". Там уровень продаж после начала скандала поднялся примерно в 2 раза. А более ранний роман Сорокина "Норма" раскупали и вовсе в 4 раза быстрее.
И последнее: все книготорговцы в один голос заявляют о своих намерениях и дальше торговать книгами Сорокина, поскольку им сделана прекрасная реклама. Разумеется, если суд не постановит произведения автора из продажи изъять.
Таким образом, эффект от акции "Идущих вместе" получился прямо противоположным ожидаемому: сорокинская "порнография" активно внедряется в сознание российского обывателя. Что и требовалось доказать.