0
1057
Газета Политика Интернет-версия

28.05.2002 00:00:00

Закон об избирательных правах стал демократичнее

Сергей Митрохин

Об авторе: Сергей Сергеевич Митрохин - депутат Государственной Думы, фракция "ЯБЛОКО".

Тэги: закон, выборы, дума


На прошлой неделе Государственная Дума приняла в третьем чтении новый Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Работа над этим законопроектом показала, что, несмотря на плотную опеку Думы со стороны исполнительной власти, депутаты могут серьезно влиять на характер принимаемых законов. Так, фракции "ЯБЛОКО" удалось добиться принятия около ста поправок, отражающих почти все ее принципиальные позиции. Результатом может стать неожиданное осложнение отношений Кремля с губернаторами.

Самым значительным достижением проделанной работы является введение обязательных выборов половины региональных парламентов по партийным спискам. Данная норма резко ослабит зависимость законодательных органов от губернаторов, которым к тому же будет запрещено создавать карманные региональные блоки. С другой стороны, поведение избирателей станет более осознанным, так как выбирать придется между более или менее четкими политическими платформами. Кроме того, с уходом из политической жизни региональных партий неизбежно возрастет внимание федеральных партий к интересам регионов. Дефицит подобного внимания сегодня имеет результатом неспособность регионов отстоять свои интересы перед Центром при принятии федеральных законов, в первую очередь закона о бюджете.

Ощутимый удар по административному ресурсу губернаторов наносит и другая новация, устанавливающая обязательную двухтуровую систему выборов главы субъекта РФ. Эта поправка ставит заслон на пути экстремистов и криминала, которым завоевать относительное большинство голосов гораздо сложнее, чем абсолютное. Повышается легитимность избранных губернаторов и президентов. Ликвидируется повсеместная практика отмены двухтуровой системы накануне губернаторских выборов с целью облегчить избрание действующему руководителю. Подобная поправка по нашей инициативе раньше уже принималась Думой, но натолкнулась на президентское вето.

Перед первым чтением существовало опасение, что новый закон готовится на роль инструмента создания двухпартийной системы. Он носил явно дискриминационный характер по отношению к политическим организациям, не вписывающимся в представления Кремля о "правильном" политическом спектре. Предполагалось, например, что распределение бесплатно времени и места в СМИ должно осуществляться по итогам предыдущих выборов. Эту норму во втором чтении "ЯБЛОКО" не поддержало. Жесткая позиция принесла результат: поправка, предоставляющая равные возможности для агитации в СМИ, была принята. Удалось изъять из текста законопроекта и другие недемократические нормы, например запрет на агитацию за неучастие в выборах.

Еще одно достижение - снятие кандидата с выборов только по решению суда. Согласно новому закону, отмена регистрации кандидата возможна исключительно через суд. Две поправки посвящены излюбленному поводу, который служит основанием для снятия конкурентов с дистанции, - предоставлению недостоверных сведений о доходах и имуществе. Порядок подачи декларации упрощен, а предоставление недостоверных сведений такого рода теперь не является достаточным поводом для отказа в регистрации. Ряд принятых поправок был направлен на недопущение фальсификаций в день голосования. Запрещено применение упрощенной формы протокола избирательной комиссии, из которого были бы изъяты строки, необходимые для обнаружения фальсификаций, полностью исключено голосование по доверенности. Как позитивный следует рассматривать отказ Думы принять ряд поправок, направленных в конечном счете на ликвидацию института выборов как такового. Речь идет, в частности, о печально известном предложении прокремлевских фракций поднять порог явки избирателей на выборах глав регионов до 50%, что в конечном счете привело бы к реализации излюбленной центристами идее назначения губернаторов президентом.

Однако в числе отклоненных оказались все поправки, направленные на сохранение демократических принципов формирования избирательных комиссий. Вышестоящие комиссии получили решающее влияние на формирование нижестоящих. "Вертикаль" избиркомов была, пожалуй, единственным нововведением, которое ЦИК и стоящий за ним Кремль отстаивали без малейшей готовности к компромиссу. Именно в такие моменты начинают чувствоваться первые признаки приближения президентских выборов. Большие сомнения вызывает и использование системы ГАС "Выборы" в качестве средства "корректировки" результатов голосования. Есть основания подозревать, что публикация данных этой системы в СМИ во время известного ночного шоу может использоваться с целью формирования общественного мнения относительно результатов голосования, под которое потом "подгоняются" официальные протоколы. Тем более что внесение оператором в систему данных, не соответствующих реальному подсчету голосов, не квалифицируется законодательством как фальсификация и не влечет никакой ответственности. Не вызывает доверия и тот факт, что техническим обслуживанием системы занимается одна из федеральных спецслужб.

Отдельная проблема избирательного законодательства - введение прямых выборов членов Совета Федерации, которое позволит сделать демократически избираемым весь российский парламент. Мы считаем, что к избранию верхней палаты можно перейти в рамках действующей Конституции, предоставив губернаторам и региональным парламентам исключительное право выдвигать списки кандидатов в члены Совета Федерации. При этом избранными считаются два кандидата, один из которых набрал наибольшее число голосов избирателей в списке губернатора, а другой - в списке законодателей. Соответствующий законопроект в скором времени будет внесен Государственную Думу.

Пока же Совет Федерации в его нынешнем составе может оказать серьезное сопротивление принятию Закона "Об основных гарантиях избирательных прав┘". "Тяжелая артиллерия" в лице губернаторов и их лоббистов в федеральных структурах будет, несомненно, подключена к делу. Вершиной их успеха может стать президентское "вето" с одновременным созданием специальной комиссии, в которой четкие нормы закона будут подвергнуты процедуре размягчения до кондиции, устраивающей губернаторов. Если Кремль поддастся такому давлению, то это будет уже его вторая крупная капитуляция перед губернаторами после разрешения им избираться на третий срок. Однако лимит капитуляций уже исчерпан. В конечном счете президент должен решить для себя, что ему дороже - прогрессивное развитие страны или хорошие отношения с региональным начальством, боящимся выпустить из рук драгоценный административный ресурс.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1316
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
845
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1588
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1548

Другие новости