- Борис Ефимович, хотя партии СПС всего лишь год, ее по праву можно назвать одной из самых влиятельных политических структур в России. Зачастую даже президента и правительство обвиняют в том, что власть действует по рецептам правых. В чем, на ваш взгляд, сила "Союза правых сил"?
- Наша партия рождалась в муках. Даже учредительный съезд длился около суток. Выборы руководства СПС были тайными и альтернативными. Все это резко контрастирует с "Единой Россией" и другими вождистскими организациями.
Сегодня в рядах "Союза правых сил" 20 тысяч человек, партия действует в 81 регионе, в местных Законодательных собраниях у нас 18 фракций. Мы работаем не только на Охотном Ряду. Последний пример тому - выборы в Карелии, где наш кандидат на пост главы республики Артур Мяки занял второе место. Хотя против нас работала огромная административная машина. Наша сила заключается в том, что мы считаем очень важным выполнять базовые обязательства перед избирателями. СПС основные свои предвыборные обязательства за этот год выполнил. Это и Земельный кодекс, и наш законопроект об обороте сельхозземель, от которого правительственный вариант закона стал либеральнее, и наша позиция по ограничению депутатской неприкосновенности (имеются в виду наши поправки в Уголовно-процессуальный кодекс о том, что в отношении депутатов можно возбуждать уголовные дела без решения парламента). Что касается профессиональной армии, то здесь более сложная ситуация. В своем Послании президент фактически сказал о нашем плане перехода к профессиональной армии, правда, конкретные сроки пока не определены, и это означает, что весь процесс может затянуться так надолго, что армия развалится.
- Что из намеченного вам не удалось сделать?
- Я считаю очень обидными и неприятными для нас итоги выборов в Красноярске и Екатеринбурге. Далее. Нам не удалось остановить феодализацию страны. Я имею в виду возможность для ряда губернаторов избираться на третий срок. Хотя сейчас появился "свет в конце тоннеля", поскольку в Конституционный суд направлен уникальный иск, подписанный большой группой депутатов - как левых, так и правых фракций. КС должен проверить конституционность права таких граждан, как Юрий Лужков, Владимир Яковлев, Аман Тулеев, Кирсан Илюмжинов и Муртаза Рахимов, избираться в третий раз. Надеемся, суд вынесет справедливое решение по этому поводу.
Кроме того, нам не удалось убедить наших коллег в необходимости всенародных выборов сенаторов. Хотя очевидно, что, если мы не будем избирать членов Совета Федерации, Россия станет нищей. До тех пор пока верхняя палата парламента состоит из представителей олигархов и кремлевской администрации, из регионов будут высасываться деньги, что сейчас и происходит. Как следствие - все деньги в Москве, а в 25 регионах страны не выплачивается зарплата и города выглядят, как после бомбежки. И хотя в России продолжается небольшой экономический рост, для большинства россиян это незаметно. Но мы не намерены отступать. СПС разослал всем депутатам Законодательных собраний субъектов письма, чтобы они снизу выступили с инициативой избрания сенаторов. Более того, мы готовы по этому вопросу вступить в альянс с любыми силами, даже с коммунистами. Избрание сенаторов - это препятствие на пути к авторитарному государству.
Я считаю серьезным поражением не только СПС, но и всей страны принятый недавно закон о гражданстве. Он фактически ставит железный занавес на въезд в Россию, в том числе и для наших соотечественников. Например, русских, живущих на Украине и в Казахстане. Это стратегическая ошибка власти. В области экономики крупной нашей недоработкой стала нерешенная проблема малого и среднего бизнеса. Количество занятых в этой сфере катастрофически уменьшается - четыре миллиона человек за два года. Экономика становится все более олигархической, капитализм все более бюрократическим. Но проблема не в том, что мы проигрываем. Проблема в том, что нас мало. К сожалению, общество не видит взаимосвязи между свободой и благосостоянием граждан. А ведь нет ни одной страны, которая хорошо жила бы с кляпом во рту.
- Актуален ли в партии вопрос об отношении к Путину? Ведь в руководстве СПС существуют на сей счет полярные точки зрения.
- У нас четкое понимание того, что сегодня есть безусловный позитив в части экономической политики и в части внешней политики России. И есть гигантские проблемы - от Чечни до Пасько, от НТВ до узурпации власти в одних руках. Руководство партии по-разному оценивает значимость этих проблем. Я лично считаю, что, поскольку в России демократическая традиция очень слаба, любые попытки узурпации власти являются смертельно опасными. Тем более что как раньше, так и теперь "народ безмолвствует". Поэтому борьба за демократическую, свободную Россию должна вестись жестко и бескомпромиссно. Не скрою, что мои товарищи по партии смотрят несколько иначе. Они думают, что капитализм, рыночные отношения все равно приведут страну к демократии. Но ведь была буржуазия и при Пиночете, при Франко, сейчас при Мушаррафе в Пакистане. Это такой убогий, бюрократический, бандитский или олигархический капитализм, который всегда вырастает в тоталитарных странах. Если авторитарная тенденция сохранится, а, судя по всему, так оно и будет, то Россия при Путине не будет процветать.
СПС - уникальная организация: у нас каждый имеет право на свое собственное мнение. Каждый сам для себя решает и вопрос о своем личном отношении к Путину. Но партия в целом и ее руководство имеют четкую цель: сделать все для того, чтобы Россия стала свободным демократическим европейским государством.
- Но выборы не за горами, и очевидно, что СПС просто вынужден будет проявлять большую лояльность по отношению к власти.
- Я так не считаю. Наша задача сконцентрировать в партии политические и финансовые ресурсы. В конце концов только политическая сила и финансовая обеспеченность заставят всех с нами считаться. Какую бы мы лояльность Кремлю ни демонстрировали, свои там только питерские. Если большие начальники "не замечают" наш многотысячный митинг в поддержку военной реформы, который идет с Арбата до площади Революции, если они разрабатывают планы, как с нами бороться, если им кажется, что репортажи о голодающих шахтерах и перекрытых учителями дорогах проплачены СПС, это паранойя. Тут требуется лечение. Кроме того, президенту так или иначе нужен кто-то справа, чтобы не быть "крайним". Ведь он хочет быть президентом всех россиян.
- Эксперты считают, что политический расклад в стране может существенно измениться: появятся новые структуры-конкуренты как в Центре, так и на правом фланге. Вы не боитесь, что избиратель склонен забывать хорошее и помнить плохое?
- С партией власти может происходить все что угодно. Это просто борьба двух группировок, подковерная мышиная возня, которая неинтересна народу. Не имеет значения, что они делают, - переименовываются или бурого "медведя" в белого перекрашивают. Но СПС не партия власти, это организация, созданная снизу, ей невозможно сформировать альтернативу за год, даже если этого хотят самые большие начальники.
- Намерены ли правые выставить своего альтернативного кандидата на будущих президентских выборах?
- У нас самодержавное сознание. И потому в руках президента сосредоточена огромная полнота власти. Власть нынешнего президента, по-моему, намного больше, чем власть Николая Второго. Это факт. Поэтому мы обязаны иметь альтернативу на президентских выборах, это наш гражданский долг. Я считаю, что должна быть некая технология подбора кандидатов. Это вопрос и политический, и одновременно вопрос зрелости всех демократических сил в стране. Думаю, что было бы правильным договориться с нашими идеологическими союзниками выставить одного кандидата в президенты справа.
- Есть ли в СПС человек, который мог бы претендовать на пост президента?
- Сначала нужно договориться. Будут парламентские выборы, и на них можно будет смотреть как на праймериз. Та правая партия, которая наберет максимальное количество голосов на этих выборах, должна иметь право выдвигать своего кандидата.
- Но ведь "ЯБЛОКО" вряд ли сможет преодолеть собственное самолюбие и поддержать вашего кандидата...
- Здесь дело не в самолюбии, а в политической зрелости лидеров, которые в первую очередь должны думать о национальных интересах, а уж потом о своих личных амбициях. Да, победить Путина в 2004 году, мягко говоря, будет трудно. Но для России будет позором, если демократические силы на этих выборах не объединятся. Для власти это будет означать, что на демократов просто не стоит обращать внимания.
- А вы сами удовлетворены итогами своей деятельности в качестве лидера партии?
- Недовольства больше, чем удовлетворения. Да, СПС предприняло попытку вырваться за пределы Московской кольцевой автодороги, но наши позиции в стране оставляют желать много лучшего. Я считаю, что это зона моей личной ответственности. С другой стороны, нам удалось создать абсолютно устойчивый механизм финансирования партии. Эти правила настолько открыты и настолько правильны, что мы не боимся открыто говорить о том, кто и как финансирует СПС. Сегодня никто не может приватизировать нашу партию, никто не может давать больше 10% в партийный бюджет, никаких эксклюзивных решений в отношении предвыборной кампании и спонсоров не принимается. Мы не участвуем в конкурентной борьбе компаний и не делаем лоббистских запросов в Думе. Может быть, и легче было бы договориться с каким-нибудь одним олигархом, чтобы он дал много денег вперед. Ведь когда спонсоров несколько - это тяжелая работа. Но партия не должна принадлежать кому-то.
- Сколько процентов голосов вы надеетесь набрать на следующих парламентских выборах?
- Я бы не о процентах говорил, а о числе мест в Госдуме. Это более важно. Задача-максимум - вместе с "ЯБЛОКОМ" иметь сто мест в парламенте. Это изменило бы стратегию развития страны в лучшую сторону. Задача хоть и очень тяжелая, но вполне достижимая. Однако для этого требуется гигантская согласованность действий и концентрация финансовых ресурсов. Если говорить об СПС, то абсолютно реально провести 40-45 депутатов. С таким количеством мест в Думе придется считаться всем.