Крушение Советского Союза до сих пор продолжает оказывать колоссальное воздействие на формирование нового геополитического расклада в Евразии. Есть все основания полагать, что процессы дезинтеграции существующих государств и создания новых субъектов международного права далеко не завершились. Инерция, возникшая при распаде советской империи, слишком велика и продолжает сказываться практически на всех сторонах внешне- и внутриполитической жизни целого ряда стран.
Не секрет, что первоочередными кандидатами на расчленение ныне являются Ирак и Иран. Причем, как и в случае с СССР, в их судьбе могут сыграть роковую роль как внешнеполитические факторы, так и сложные демографические и связанные с ними внутренние кризисные обстоятельства.
В частности, сегодня впервые возникла ситуация, позволяющая курдам реально рассчитывать на создание собственного национального государства. Эксперты практически единодушны во мнении, что принципиальное политическое решение о ликвидации нынешнего иракского режима в Вашингтоне уже принято и пересмотру не подлежит. Однако пока нет консенсуса относительно методов и механизмов решения проблемы. Насколько можно понять, администрация Буша склоняется к варианту расчленения страны-изгоя. Но участие американцев в этом процессе должно быть не большим, нежели, скажем, в Афганистане, где вся грязная конкретная работа по окончательной ликвидации "Талибана" возложена на местных политиков и силовиков. В Ираке эта роль будет предоставлена курдам.
Напомним, что курдское национально-освободительное движение существует еще со времен османского и английского владычеств, причем не только в Ираке, но и в Турции, и даже в Иране. И всегда эта борьба рассматривалась державами в качестве фактора, который может способствовать продвижению их собственных интересов на Ближнем Востоке.
Демографическая революция последних десятилетий превратила этот народ в серьезную многочисленную силу. И очень симптоматично, что спад курдского движения в Турции, связанный с арестом их лидера Оджалана, практически сразу же сменился всплеском военно-политической активности курдских партий и движений в Ираке - при том, что это единственная страна, где курды имеют автономию. Кстати, курды добились этого статуса во многом благодаря теснейшим связям их военно-политических лидеров с советскими спецслужбами. (Многолетний руководитель движения иракских курдов Мустафа аль-Барзани был удостоен в 1945 г. звания советского генерала; тогда же погоны ему вручил в Баку Лаврентий Берия.)
Но это уже история. Сегодня все курдские лидеры Ирака однозначно ориентированы на Америку. И Вашингтон сейчас пытается уговорить их рискнуть и попытаться "сбросить ненавистное иго Саддама".
Для Содружества и государств региона возникновение курдского государства может иметь очень неоднозначные последствия. Очевидно, что это стимулирует очередной всплеск курдского движения в Турции; именно поэтому Анкара крайне негативно относится к нынешним планам своего старшего партнера по НАТО. Стремление всех курдов к объединению в рамках собственного государства способно дестабилизировать и Иран. Впрочем, для несговорчивых иранцев припасена и другая, не менее действенная "дубинка" в виде тюркского этнического элемента, компактно проживающего на севере страны. Отделение от Ирана северных провинций означало бы глобализацию тюркского мира с весьма возможным созданием конфедерации Турции, Азербайджанской Республики и Северного (иранского) Азербайджана. Вполне допустимо, что это может стать компенсацией Турции за неудобства, связанные с возникновением у нее под боком заведомо склонного к экспансии курдского государства.
Воинственные курды могли бы стать в руках Америки мощнейшим фактором устрашения любых арабских режимов, которые могут помыслить о самостоятельности, особенно в нефтяном вопросе. С другой стороны, курды и турки (в широком смысле) надежно отсекут Россию и СНГ в целом от Ближнего Востока. Зато рухнут последние препоны для расширения американского влияния в суперрегионе Южный Кавказ - Центральная Азия. Во всяком случае, естественная долговременная дестабилизация станет идеальным поводом для постоянного наращивания американского военного присутствия. Последнее надежно обеспечит функционирование стратегических трансрегиональных энергетических и транспортных инфраструктур.
Полная реализация этого проекта требует, как можно без труда догадаться, значительного времени. Но это только выгодно американской стороне, поскольку дает возможность перманентно руководить ходом локальных войн и конфликтов, последовательно формируя новую геополитическую реальность в полном соответствии с собственными о ней представлениями.