Существующие проблемы страны во многом связаны с тем, что немалые деньги, предназначенные для местных органов власти, дойдя до муниципалитетов, порой просто растаскиваются. На деле никакого контроля за расходованием этих средств не существует, в том числе контроля населения через своих депутатов.
Как правило, в Сибирском регионе в каждую городскую думу входит мэр, и он же руководит депутатами.
Подобная ситуация существовала до недавних пор и в Томске. Еще год назад мэр вел заседания Думы, и все необходимые мэру вопросы проходили без обсуждения. Дума не была юридическим лицом, соответственно в ней не было председателя, юристов, экономистов, аналитиков и т.д.
Только после очередных выборов 1 апреля 2001 года, когда победила оппозиция, в основу которой вошли члены местного "ЯБЛОКА", томская Дума стала независимой и избрала своего председателя. После этого в городской жизни стали происходить позитивные процессы. Поэтому я убежден: если мы хотим навести в стране порядок, городские думы должны быть независимыми, иметь свое руководство и аппарат. Именно так должна выстраиваться государственная политика.
Куда уходят деньги?
Независимая дума при определенном опыте способна бороться с растаскиванием муниципального имущества и денег. Существует множество способов растаскивания, большинство которых можно назвать почти законными. По крайней мере завершенных уголовных дел по таким фактам в Томске нет. Например, схема долевого восстановления, когда имущество оценивается как каркас здания и после ремонта частной фирмой переходит в ее собственность на 90 процентов.
Среди других "фокусов" исполнительной власти - понижающие коэффициенты аренды, которые бесконтрольно раздаются мэром направо и налево. Вплоть до винно-водочных заводов. Есть отсрочки платежей за проданные здания для "своих". Существовали в Томске и закрытые аукционы (Думой эта практика прекращена), когда никто не знал, за какую цену объект продается и сколько будет участников. Земля под застройку распределяется кулуарно и не приносит бюджету ни рубля. Отсутствуют конкурсы на закупку товаров для нужд муниципалитетов и муниципальных предприятий и конкурсы на оказание услуг. Нормальным считается, когда самые рентабельные из муниципальных предприятий отчисляют в городской бюджет только 10 процентов от своей прибыли. Кстати, исполнительной власти при акционировании муниципальных предприятий удается раздробить, подвести под процедуру несостоятельности, а затем выкупить недвижимое имущество таких предприятий (например, торгового центра) по цене 40 долл. за квадратный метр. Все это исполнительная власть делает фактически бесконтрольно.
Кое-что из опыта томской Думы
В новом составе Думы из 18 депутатов большинство оказалось неподконтрольно действующему мэру. Среди депутатов нет муниципальных служащих и работников муниципальных предприятий. Это позволяет принимать независимые от мэра решения. Мы сразу же создали независимую от исполнительной власти счетную палату. Сегодня - это бригада квалифицированных аудиторов, которые занимаются проверкой муниципальной экономики. Мы создали постоянно действующую комиссию по борьбе с коррупцией, которая поднимает очень острые вопросы. Например, связанные с закупкой топлива для муниципальных котельных. Председатель комиссии - бывший следователь прокуратуры Евгений Кротов - был жестоко избит после одного из заседаний этой комиссии. По факту преступления возбуждено уголовное дело.
Следующий наш шаг - прозрачный бюджет. Если раньше в бюджете города Томска вообще ничего нельзя было понять - он представлял собой несколько страниц без расшифровки статей, - то сейчас это толстый документ, где все расписано подробнейшим образом. Вплоть до того, сколько денег идет на приобретение мягких игрушек для детских садов, сколько положено потратить на командировочные расходы в библиотеках, сколько комплектов белья надо закупить для конкретной больницы или объем расходов на телефонную связь в конкретном муниципальном предприятии. В этом же бюджете мы утвердили адресные программы капитального ремонта и капитального строительства - какие объекты мы строим, по какой цене. И мы не просто утверждаем бюджет, а и основательно меняем его.
Далее мы начали сокращение чиновников. Летом прошлого года Дума сократила фонд оплаты труда чиновников, а затем мы изменили положение о бюджетном процессе, и теперь уже сократили вместе с фондом оплаты труда и количество чиновников. При утверждении бюджета было сокращено 70 человек из аппарата управления. Сейчас их осталось 970.
Дума приняла положение о найме независимых аудиторов для проверки тарифов муниципальных коммунальных предприятий. Депутаты запретили закрытые аукционы: все проводимые в Томске аукционы теперь открыты, информация о них публикуется в трех крупнейших газетах города.
Сегодня орган представительной власти прекратил финансирование СМИ, так как прежде исполнительная власть вкладывала в средства массовой информации большие деньги. Таким образом, мы пытаемся прекратить практику оболванивания населения. Это, конечно, плохо получается, потому что у мэрии есть механизмы для скрытой "подкормки": распределение квартир, офисов, земельных участков для руководителей СМИ, но тем не менее мы эту работу все равно проводим.
Кроме того, мы пытаемся контролировать распределение земельных участков для застройки, заставляем мэра согласовывать с Думой план распределения участков, а мэр накладывает на это решение вето. Кстати, наша Дума это вето преодолела. Вообще за прошедший год мы трижды преодолевали вето мэра по различным вопросам.
Если сегодня в регионах бьются за распределение областного бюджета, то наша задача - изыскивать резервы на местах. Они есть. И если их использовать, то мы выведем из кризиса не только свои города, но и всю страну.