0
6924
Газета Политика Интернет-версия

06.04.2002 00:00:00

"Власть должна сказать обществу правду"

Тэги: левинсон, взрыв, теракт, комиссия, следствие, фсб


-Лев Семенович, какие думские фракции поддержали предложение депутата Юшенкова о проведении парламентского расследования событий в Москве, Волгодонске и Рязани осенью 1999 года?

- Это СПС, "ЯБЛОКО", КПРФ, аграрии и некоторые независимые депутаты. Всего 180 голосов. Это очень для нас значимо, что была поддержка четырех фракций, потому что в первый раз, когда месяца полтора назад ставился аналогичный вопрос о парламентском запросе по поводу тех же событий, нас поддержало значительно меньшее количество депутатов. Председателем парламентской комиссии предлагался Асламбек Аслаханов, но он давал согласие именно на парламентское расследование, в общественную же комиссию он пока не вошел. Поскольку идея с парламентским контролем над спецслужбами фактически провалилась, то мы подготовили предложение по общественной комиссии.

- Кто входит в эту комиссию?

- Председателем комиссии избран Сергей Ковалев, заместителем - Сергей Юшенков. Помимо них туда вошли депутаты Виктор Похмелкин, Юлий Рыбаков, Юрий Щекочихин. Изъявил желание с нами работать и член фракции КПРФ, зампредседателя комитета по коррупции Александр Куликов. Членами комиссии стали известные общественные деятели и правозащитники - в частности, писатель Аркадий Ваксберг, президент Центра международной защиты адвокат Карина Москаленко, директор Музея Сахарова Юрий Самодуров, Валерий Борщов, Александр Даниэль, Лев Пономарев, Александр Ткаченко из ПЕН-центра, президент Центра содействия возрождению Чеченской Республики Муслим Умалатов, Леонид Баткин, Борис Золотухин и Геннадий Жаворонков. В комиссию также вошла Алена Морозова, которая проживает не в России, но будет с нами сотрудничать. Она житель дома, взорванного в Москве, и возглавляет комитет "Сентябрь-99".

- У парламентской комиссии все же больше полномочий, ведь депутаты по закону имеют право запрашивать органы власти. Не кажется ли вам, что общественная комиссия ничего не сможет добиться?

- Мы, конечно, не надеемся на тесное сотрудничество с властью. Хотя и на обращения граждан должны быть ответы по закону. Даже Генпрокуратура недавно делала предупреждение многим органам власти, которые несвоевременно отвечают представителям общественности. Но мы не столь наивны, чтобы ожидать на каждый наш общественный запрос ответа. Поэтому будем действовать депутатскими запросами, ведь у нас в комиссии есть депутаты. А ФСБ и другие органы обязаны им отвечать.

- А если вам ответят, что информация является секретной и не подлежит разглашению?

- Мы не претендуем ни на какие секреты, потому что не видим никаких оснований что-то засекречивать из этих происшествий. Вообще тут засекречивание не соответствует закону о государственной тайне. Мы уже подготовили несколько запросов и один из них, по поводу событий в Рязани, от имени Сергея Ковалева направили директору ФСБ Николаю Патрушеву. Это очень корректный запрос, где мы просто просим сообщить, на основании каких правовых подзаконных актов и с какой целью принималось решение о проведении этих учений. У нас и в названии комиссии указано, что мы проверяем, расследуем события взрывов в Москве и Волгодонске и учений в Рязани. То есть мы по пунктам просим сообщить, кто из ответственных работников ФСБ был назначен руководителем этих учений, кто являлся исполнителем и каковы результаты.

Сергей Юшенков готовит запрос в Генпрокуратуру о том, возбуждалось ли дело по событиям в Рязани. Там вопросы так должны стоять: соответствует ли проведение учений в Рязани законодательству о гражданской обороне, поскольку такие учения не предусмотрены Законом "Об оперативно-разыскной деятельности", как о том говорили сотрудники ФСБ.

- Не кажется ли вам, что тут возникает некий парадокс? С одной стороны, создана комиссия, которая пытается расследовать события в Рязани, а с другой стороны, фильм "Покушение на Россию" так и не был показан общественности.

- Общественная комиссия не обладает возможностью этот фильм показать. Потом, конечно, фильм - очень важный момент, но он только ставит вопросы, он не дает ответов. Кстати, он ставит те же вопросы, которые уже задавала "Новая газета". Мы собираемся апеллировать и к тем фактам, которые прозвучали в передаче Николая Николаева "Независимое расследование", и к кое-каким материалам, которые у нас уже есть. Хотим узнать и о последствиях взрывов, ведь многие жертвы террористических актов и в Москве, и Волгодонске оказались брошены на произвол судьбы. У меня лежат жалобы людей из взорванного в Волгодонске дома, которые до сих пор живут в гостинице. Это, конечно, не имеет никакого отношения к ФСБ, но это имеет отношение к самой проблеме.

- Положа руку на сердце: вы рассчитываете на какой-то успех?

- Смотря что понимать под успехом. Но итогом работы в любом случае станет позиция власти. Пойдет ли она на контакт, будем ли мы получать ответы, которые бы свидетельствовали о каком-то желании правдиво объясниться и какие-то непонятные моменты раскрыть. Или это будет гробовое молчание и всякого рода инсинуации о том, что это все затеял Березовский, что, кроме Березовского, этой проблемой никто не интересуется. Это будет свидетельствовать о нежелании власти сказать обществу правду.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1173
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
595
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
521
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
657

Другие новости