Приближается 8 Марта. Лишний повод выпить для мужчин. Женщины, получив свою метелку мимозы и выслушав тост коллег о "наших прекрасных, которые вдохновляют нас...", будут в очередной раз резать колбасу и мыть посуду.
По радио вспомнят, что вообще-то этот день борьбы за равные права для женщин раньше никаким праздником не был. Женщины выходили на демонстрации, чтобы показать всему обществу (и в первую очередь мужчинам, обладающим властью), что они должны иметь равные политические права с мужчинами. Нет сейчас таких демонстраций, несмотря на то, что представительство женщин во власти у нас примерно на уровне Туниса и Сирии, но ниже, чем в Танзании. Феминизм считается неприличным словом, а многие женщины убеждены, что политика - дело чисто мужское. Постоянно ощущаемая дискриминация женщин пронизывает всю ткань нашей жизни.
Первыми декретами 1917 г. были провозглашены равные права женщин и мужчин. Реально же государственная политика была направлена на максимальное вовлечение женщин в общественное производство. После относительно короткого периода политики обобществления быта и свободы в выборе форм семейной жизни государство возвращается к традиционному подходу к женщине как к родильной машине. Стране нужны рабочие и солдаты. С 1936 г. аборты становятся уголовно наказуемы, вскоре усложняется и процедура развода, вся тяжесть последствий внебрачных отношений ложится на женщину. Патриархальные типы поведения укореняются в общественной практике и в общественном сознании. Формальные признаки равенства соблюдаются: женщины проходят по квотам в Советы, народные заседатели и руководящие органы низовых структур КПСС и общественных организаций. Но на тех уровнях, где действительно принимаются управленческие решения, женщин почти нет - в политбюро, в ЦК КПСС, среди директоров крупных предприятий.
Конец советской эпохи и начало реформ принесли женщинам в целом больше потерь, чем завоеваний. Исчезли формальные квоты, и представительство женщин в органах власти уменьшилось. Женщины, особенно предпенсионного возраста, оказались на улице или перед угрозой безработицы. Перестала работать система социальных гарантий, худо-бедно, но функционировавшая в советское время: частные фирмы не берут беременных, а государство не платит детские пособия. Уровень заработной платы у женщин - в среднем менее чем две трети от средней мужской.
Женщины составляют большинство в самых экономически слабых слоях населения: пенсионеров, безработных, бюджетников. Была снята цензура, и стремительно распространилось представление о женщине в первую очередь как о сексуальном объекте. Газеты пестрят объявлениями о приглашении на работу молодых девушек с указанием роста и размера бюста. Молодеет проституция, растет число венерических заболеваний. Об этих проблемах говорят, но, как правило, не связывают их друг с другом.
Более того, оказывается, что в обществе не хватает критической массы тех, кто способен поставить вопрос о гендерном равноправии как о проблеме политической. Хотя женских организаций в стране довольно много, крупных общероссийских - меньше десятка. Часть из них занимается очень полезными, но ограниченными проблемами: помогает детям, инвалидам, женщинам, избитым мужьями. Есть много групп, занятых феминизмом как направлением научной мысли. Но нет ни одной активной феминистской группы, готовой к организации массовых акций, в том числе радикальных, как в Европе в конце 60-х гг., когда женщины на площадях сжигали бюстгальтеры.
Пока даже нет языка, на котором феминистские организации могли бы говорить с обществом. Проблема реальной дискриминации женщин практически отсутствует в средствах массовой информации, она существует как отдельная частная проблема женщин или групп женщин, но не как проблема общества в целом. Лишь очень немногие мужчины ее осознают.
Современная российская женщина оказывается жертвой вдвойне: жесткие условия рынка и патриархальные стереотипы вынуждают ее отказываться либо от семейной жизни и материнства, либо от профессионального роста. От этого страдает общество в целом. Снижается рождаемость, что приводит к депопуляции - вымиранию населения. С другой стороны, снижается вклад женщин в производство, науку, образование.
Неучастие женщин в принятии общественно значимых политических решений - мужская политика - приводит к предпочтению силовых, а не компромиссных стратегий. Современный мир отличается от предшествующих тысячелетий тем, что женщина перестала быть собственностью наравне со скотом. Биологическая природа мужчины и женщины больше жестко не определяет их социальные роли и место в общественной иерархии. Собственно, есть только один путь - отказ от патриархальных общественных традиций и стереотипов. Для этого достижение гендерного равноправия должно стать задачей, значимой для всего общества. Солидарность - ключевое слово в новом понимании общественных ролей мужчин и женщин, не ведущих "войну полов", а сознательно и последовательно изменяющих эти роли. Мужчины берут на себя значительную долю семейных и бытовых функций, приобретая при этом и больше прав - например, по воспитанию детей при разводе. А женщины с помощью мужчин получают больше возможностей продвинуться по службе или участвовать в принятии политических решений.
Впрочем, это, к сожалению, очень далекая цель. Статус женщины в современном российском обществе можно определить как почетную форму дискриминации. Пока же полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко рекомендует женщинам-парламентариям не слишком увлекаться политикой - иначе "кто же будет воспитывать мужчин?" Дополню: варить борщ, стирать носки и утирать сопли детям.