Политика президента Путина, направленная на сближение с Западом и установление партнерских отношений с США и НАТО, судя по всему, вызывает раздражение у высшего российского генералитета. В то время как находящийся на Северном флоте министр обороны Сергей Иванов призвал не драматизировать ситуацию вокруг проходящих вблизи северо-западных рубежей РФ стратегических учений НАТО "Strong resolve-2002", начальник Генерального штаба (НГШ) Анатолий Квашнин в ходе рабочей поездки по войскам Московского военного округа выступил с беспрецедентно резкими политическими заявлениями. По его словам, учения "Strong resolve-2002" демонстрируют неизменность взглядов Североатлантического альянса в оценке вероятного противника со времен холодной войны - это прежде всего Россия и Белоруссия. Квашнин назвал "информационной ширмой" Основополагающий акт Россия-НАТО и призвал Вооруженные силы РФ быть готовыми отразить военную агрессию извне.
Заметим, что раньше подобную фронду мог позволить себе лишь Александр Лебедь в бытность командующим 14-й армией. Тогда он сравнил президента Ельцина с козлом, бегущим за натовской морковкой. На этот раз дело до такого не дошло. Но, очевидно, заявление начальника Генерального штаба (его процитировало агентство "Интерфакс-АВН") идет вразрез с официальной позицией Министерства обороны, МИДа и Кремля. В то же время озвученные Квашниным тезисы во многом созвучны настроениям российского офицерского корпуса и, без сомнения, вызовут резонанс в войсках. В армейских гарнизонах, измученных безденежьем, непрерывными унижениями, полнейшим равнодушием властей к их проблемам, а также неспособностью политического руководства отстоять интересы страны на международной арене, усиливаются антипрезидентские настроения. Внешнеполитический курс Владимира Путина поддерживают, по некоторым оценкам, не более трети кадровых военнослужащих. Не случайно делаются выводы о том, что 2002 год может стать переломным в отношениях армии и Верховного главнокомандующего ВС РФ.
НГШ уже не первый раз выступает вразрез с тем, что утверждает его непосредственный начальник Сергей Иванов. На этот раз Квашнин превзошел сам себя. Однако что-либо возразить своему подчиненному, а тем более поставить начальника Генерального штаба на место министр обороны не может. Время от времени он лишь повторяет, что никаких разногласий в военном руководстве нет. Публичный скандал был бы для Иванова убийственным. Ведь де-факто вся полнота власти в военном ведомстве сосредоточена в руках начальника Генерального штаба.
Назначение Сергея Иванова военным руководителем, к чему, как теперь выясняется, он в силу отсутствия необходимого опыта был не готов, спровоцировало очередную ситуацию двоевластия в Министерстве обороны РФ и позволило Квашнину фактически диктовать свои условия. Как это ни печально, но реалии таковы, что генерал-танкист подмял под себя генерала-разведчика.
Отметим, что на фоне прошлогодних кадровых перестановок в российском военном ведомстве Квашнину удалось практически без потерь сохранить свою команду, причем некоторые из его людей получили новые высокие назначения. Принято считать, что креатурами НГШ являются начальник Главного оперативного управления генерал-лейтенант Александр Рукшин, начальник Главного разведывательного управления генерал-полковник Валентин Корабельников, начальник Главного организационно-мобилизационного управления Владислав Путилин, командующий войсками Московского военного округа генерал-полковник Иван Ефремов, начальник Главного управления воспитательной работы генерал-полковник Виталий Азаров, статс-секретарь Министерства обороны генерал-полковник Игорь Пузанов, а также ряд других военных фигур второго эшелона. Среди них - командиры Таманской и Кантемировской дивизий. Разумеется, такое деление носит весьма условный характер, так как в зависимости от складывающейся ситуации в этом раскладе могут произойти определенные изменения. Вместе с тем важно подчеркнуть, что Анатолий Квашнин действует не в вакууме, за его спиной стоит реальная сила, в том числе войска МВО, а также армейская группировка в Чечне, где высок процент командиров, назначенных с его личного одобрения.
Склонность Анатолия Квашнина к авторитаризму, по информации источников "НГ", уже с середины прошлого года вызывает определенную настороженность Кремля. Не случайно, что в рамках мониторинга общей ситуации в Вооруженных силах органы военной контрразведки ФСБ уделяют повышенное внимание расстановке сил в высшем военном руководстве и сбору характеризующих материалов на крупных военачальников. Ряд мероприятий проводится и по линии Федеральной службы охраны. В определенном смысле Владимира Путина можно сравнить с Никитой Хрущевым. Тот внимательно наблюдал за настроениями генеральской верхушки и в 1957 году совершил молниеносную кадровую рокировку под предлогом чрезмерных бонапартистских замашек маршала Жукова. Чем все завершится на этот раз?