0
565
Газета Политика Интернет-версия

04.03.2002 00:00:00

США обеспечивают безопасность России на Кавказе

Тэги: грузия, сша, войска, абхазия


Михаил Маргелов, глава Комитета СФ по международным делам

Мы давно говорили и самим грузинам, и всему миру, что Панкисское ущелье - прибежище международных террористов. Понятно, что Грузия сама не может справиться с этой проблемой. Если ей будет достаточно американских советников, которые будут помогать грузинам в рамках Договора о военно-техническом сотрудничестве между Грузией и США, - ради бога. Если нужна международная контртеррористическая операция, скажем, с участием России и США, то это вопрос, который должен решаться после напряженных и продолжительных консультаций между Россией и США. Кроме того, решение по этому вопросу должен принимать Совет Безопасности ООН. Напомню также, что ни введение иностранных войск на территорию Грузии невозможно без соответствующего решения грузинского парламента, ни размещение наших войск за рубежом невозможно без соответствующего разрешения Совета Федерации России.

Сергей Марков, Институт политических исследований

Курс Грузии на то, чтобы стать сателлитом США, просматривался уже давно и теперь фактически реализовывается. И уже давно грузинские спецслужбы находятся под контролем американских спецслужб. Правда, по мере возможности, потому что степень коррумпированности их настолько высока, что американцы не на многое могут воздействовать. Так что это не столько ухудшение российско-грузинских отношений, сколько проверка взаимоотношений России и США на конкретном примере. То есть это первые совместные действия в регионе, где существуют ярко выраженные российские интересы. Что касается признания независимости Абхазии, то это очень резкие действия, и они приведут к ухудшению отношений России с Западом, что нанесет серьезный удар по коренным российским национальным интересам. Ситуация в Абхазии и Южной Осетии похожа на ситуацию в Косово, и я думаю, что в построении де-факто независимого Абхазского государства, чтобы не было международной изоляции, можно использовать возможность жесткой привязки к косовскому статусу.

Алексей Пушков, аналитическая программа "Постскриптум" (ТВЦ)

Грузия - это некий момент истины. То есть если приход американцев в Среднюю Азию можно было еще хоть как-то оправдать тем, что это было важно для антитеррористической операции, для борьбы против талибов, то для прихода американцев в Грузию нет абсолютно никаких стратегических обоснований. Когда российское руководство заявляет, что Грузия - самостоятельное государство, которое может обращаться к тем, к кому хочет, то это, конечно, правда. Но в таком случае мне непонятно, почему мы должны платить за такую внешнюю политику Грузии: почему мы должны поставлять газ за половину его стоимости, почему должны поддерживать их энергетическую систему? Если Шеварднадзе хочет работать с американцами, это его право. Тогда пусть они поставляют ему газ по сниженным ценам.

Игорь Бунин, Центр политических технологий

С моей точки зрения, действует один и то же алгоритм, который действовал с теми или иными исключениями и по Средней Азии, и по поводу Олимпиады, и по поводу Молдавии, и по поводу Грузии. Большая часть российской политэлиты все время ощущает себя в ситуации "осажденной крепости": Ганнибал у ворот, американцы идут, они уже в Средней Азии, мы проигрываем Олимпиаду, на нас накидываются... Причем идет эскалация такой психологии "осажденной крепости" и достаточно высокой степени агрессивности по отношению к Западу, хотя в каждом случае работают различные механизмы. Например, в Молдавии - это механизм румынских националистов, там Запад ни при чем. Но механизм психологически один и то же - ощущение слабости, потери державы, стремление консолидироваться и дать ответ. В то же время все эти стремления и желания действуют до того момента, пока решение не принимает президент. По Средней Азии он с самого начала заявил, что ничего страшного не происходит, это все естественный процесс. С Олимпиадой было немножко иначе, Путин сначала как бы засомневался: а не стоит ли увести оттуда спортсменов? Эта минута сомнения тут же переросла в нечто большее, и все стали выступать за такое боевое решение. Но когда президент принял противоположное решение, потому что это не повод для того, чтобы рвать с Западом, элита тут же ретировалась. И вот сейчас точно такая же ситуация с Грузией. Довели эскалацию до высшей точки - чуть ли не до присоединения Абхазии к России. Но президент сказал: ничего страшного, это нормально, мы все вместе будем действовать. Я думаю, что теперь произойдет спад эмоций. Но если Путин вдруг дрогнет и встанет на антизападную позицию, то тут же вся элита снова оживится.

Глеб Павловский, Фонд эффективной политики

Существует уже десятилетний кризис российско-грузинских отношений, который в последние годы был в первую очередь фактически связан с присутствием террористов в Панкисском ущелье. Это вынудило Россию закрыть границу с Грузией еще в начале второй чеченской войны. Появление там американцев, я думаю, увеличивает безопасность России и российских тылов в Чечне и резко сужает маневр тбилисского руководства, которое использовало российско-грузинские отношения в своих внутриполитических разменах. Поэтому реально уровень безопасности на Кавказе растет, потому что американцы, в каком бы качестве они там ни присутствовали, нашими противниками не являются. Противниками, к сожалению, являются сепаратисты, террористы и их союзники. Опасность состоит только в том, что будет продолжаться игра Тбилиси на обострение. Эта игра и вела на самом деле к чеченской угрозе со стороны Грузии. То есть в данном случае весьма вероятны попытки повторения переброски террористов из Панкиссии в сторону Кодорского ущелья, в сторону Абхазии. Но я думаю, что американцы способны это проконтролировать и не допустить. В этом смысле у России возникает реальное поле для выстраивания оперативного и политического взаимодействия со своим партнером по антитеррористической коалиции - США. Грузия здесь является как бы именно сценой этого взаимодействия, и будет очень хорошо, если грузинское правительство проявит лояльность к целям антитеррористической коалиции и будет в этом участвовать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
627
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
691
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
988
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
803

Другие новости