0
646
Газета Политика Интернет-версия

18.02.2002 00:00:00

Устинов вспомнил о советских временах

Тэги: устинов, смертная казнь, генпрокуратура, эксперт


Михаил Краснов, фонд "ИНДЕМ"

На мой взгляд, советская традиция понимания роли Генпрокуратуры, к сожалению, никуда не делась. В советское время прокуратура действительно стояла над другими правоохранительными органами. На сегодняшний день для этого тоже есть все формальные основания, потому что в законе о прокуратуре говорится, что она координирует деятельность всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью, чего на самом деле быть не должно. Прокуратура должна осуществлять надзор за законностью деятельности этих органов и не более того. А для этого не нужно выступать с такими публичными заявлениями, как Устинов, ведь есть специальные процессуальные средства для ликвидации нарушений деятельности правоохранительных органов. Вторая роль Генпрокуратуры - это поддержка государственного обвинения в судах, поэтому нельзя позволять ей определять общие направления деятельности правоохранительных органов. Я бы оценил это как рецидив понимания Генпрокуратуры, которую до сих пор, к сожалению, не реформируют. Прокуратура должна только возбуждать уголовное дело, а не осуществлять плановые и внеплановые проверки - это не ее задача.

Я противник смертной казни. Нельзя действовать по сталинскому принципу: пусть пострадают десять невинных, но зато мы накажем преступника. Дело в том, что люди, посаженные пожизненно, сами просят, чтобы их лишили жизни, потому что пожизненное заключение гораздо более тяжелая мука для любого человека.

Владимир Рыжков, депутат Государственной Думы

Мне кажется, что силовые структуры любой страны требуют контроля над собой. В демократических обществах контроль над ними осуществляют публичные институты власти, прежде всего парламент. У нас, к сожалению, особенно в последнее время, парламент слабеет, а силовые структуры, в том числе и прокуратура, усиливают свое влияние. Очень сильно активизировались прокуратура, ФСБ, налоговая полиция и инспекция, при этом контроль над ними может осуществлять только президент. Но президент не может контролировать эти органы публично, потому что он в большей степени глава исполнительной власти. А когда силовые структуры уходят из-под контроля общества и одновременно усиливаются, то между ними начинаются войны. Это закон природы и общества, поэтому все друг друга критикуют. На днях глава Счетной палаты Сергей Степашин критиковал Минфин, тот, в свою очередь, критикует Степашина, прокуратура критикует всех остальных, а они критикуют прокуратуру. Я в этих случаях всегда вспоминаю слова Ключевского, который 100 лет назад сказал замечательную фразу: в России никогда не было борьбы партий, в России всегда была борьба ведомств. И выступление Устинова лишь подтверждение этой старой истины.

Предложения об отмене моратория на смертную казнь, конечно, не случайность. Сейчас мода на силовые решения, на твердую власть, так как у общества, видимо, есть такой запрос, и политики, инициирующие возвращение к смертной казни, отвечают на него. Но если мы пойдем на отмену моратория, то это будет еще один шаг назад. И в этом смысле я поддерживаю Путина, который ясно определился - он против смертной казни.

Сергей Марков, Институт политических исследований

Я оцениваю речь Устинова как немного советскую, со всеми ее плюсами и минусами. Плюсы заключаются в том, что это речь руководителя, который собирается выполнять то, о чем он говорит, поднимает реальные проблемы и предлагает пути их решения. Еще один плюс заключается в том, хотя речь прежде всего идет о Генпрокуратуре, она берется в общем контексте борьбы с преступностью. Минус тоже советский - это речь чиновника, а не политика. Но генпрокурор - это в любом случае политическая должность. И поскольку речь идет об обществе в целом, принципиальные общие проблемы Генпрокуратуры носят в общем-то политический характер. А они практически выпали из поля зрения. В частности, сейчас Генпрокуратура и другие правоохранительные органы действуют в условиях, когда необходимо перейти от беззакония к закону, и поэтому неизбежно возникает ряд проблем, например, избирательное применение законов. Нельзя же сейчас по отношению ко всем применять, например, закон о неуплате налогов, так у нас всю страну можно посадить в тюрьму. Каковы должны быть принципы этого избирательного применения законодательства - непонятно, Устинов не дает ответа на эти принципиальные вопросы. Самый важный вопрос для правоохранительных органов - колоссальная коррупция, ставшая частью самой системы. И избиратели очень жестко подняли этот вопрос в знаменитом теледиалоге президента с народом. На этот вопрос никакого ответа не дается. Устинов также не дал никакого ответа на одну из главных претензий, предъявленных Генпрокуратуре: она выступает оружием в борьбе между политическими кланами и финансовыми группировками за передел власти и собственности.

Мне представляется, что приоритетом для прокуратуры должно быть все-таки осуществление надзорных функций, а борьбой с преступностью должны заниматься МВД и иные правоохранительные органы. Прокуратура должна только следить за точностью исполнения законов. В этом контексте появление вопроса о смертной казни - это симптом перемен: в Россию постепенно приходит закон. Но, как это часто бывает, признаки на самом деле оказываются отчасти ложными. Те, кто предлагает вернуть смертную казнь, просто ничего не понимают. Убийство - это всегда проигрышная стратегия.

Валерий Федоров, Центр политической конъюнктуры

Речь Устинова я оцениваю как некий прорыв к откровенности. То есть это не апологетическая речь, какими обычно бывают речи государственных мужей, а достаточно критическая и наполненная вопиющими фактами, призванная повысить эффективность работы Генпрокуратуры, которая сейчас вызывает справедливые упреки и со стороны президента, и со стороны общественности. Но борьба с преступностью - это все-таки задача МВД, а коренная функция прокуратуры - это надзорные функции, включающие защиту прав граждан. Президент не зря сделал акцент на этом новом понимании надзорной функции.

А что касается смертной казни, нужно все-таки идти от моратория к законодательному закреплению в России запрета на смертную казнь. Очевидно, что эта проблема весьма болезненна, и я не думаю, что мы скоро ее решим.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1119
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
789
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
387
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
537

Другие новости