К судьбе "шестой кнопки", которая должна решиться 27 марта, проявляют интерес все новые группы влияния. Как стало известно "НГ", свои инвестиционные услуги к предстоящему конкурсу по ТВ-6 команде Евгения Киселева готовится предложить бывший гендиректор "Газпром-медиа" Альфред Кох, благодаря которому она фактически вынуждена была перебраться на "шестую кнопку". Впрочем, сегодня "заклятые друзья" теоретически могут стать деловыми партнерами.
Возможная политическая поддержка, которой Коху придется заручиться для участия в конкурсе на "шестую кнопку", хорошо просматривается в истории вокруг НТВ. Как уже писала "НГ", отставка Альфреда Коха из "Газпром-медиа" произошла внезапно. Буквально за три дня до этого ему ничто не предвещало неприятностей. Более того, его предложения по развитию телекомпании были одобрены на совещании в Кремле с главой президентской администрации Александром Волошиным и министром печати Михаилом Лесиным. Однако этой поддержки хватило не надолго - Кох ушел, и источники "НГ" предполагают, что решающую роль в его отставке сыграл визит кремлевского банкира Сергея Пугачева к главе государства, состоявшийся буквально за день до смены власти в "Газпром-медиа".
Шансов принять участие в готовящейся сделке по продаже акций "четвертой кнопки", которую готовит новый менеджмент "Газпром-медиа" во главе с Александром Дыбалем, у Альфреда Коха сегодня нет. Да и у самого "Газпрома" отношения с потенциальными покупателями телекомпании как-то не складываются. Во всяком случае, Алексей Миллер почему-то затягивает принятие вроде бы уже готовых решений. Зато у Коха есть весьма солидный портфель инвестиционных предложений, накопленный еще во время работы в "Газпром-медиа", который ему может оказаться полезен в борьбе за "шестую кнопку". Не так давно в нем числились и представители "Альфа-групп", и "Интеррос" Владимира Потанина, не говоря уже о западных партнерах, включая "обиженный" "Газпромом" "Дойче-банк" и "Кирш-групп".
Правда, по версии основателя ТВ-6 Эдуарда Сагалаева, предложения российских инвесторов по спасению "шестой кнопки" сегодня вряд ли могут соперничать с потенциальными возможностями западных медиамагнатов, которые уже сформулировали свои предварительные условия. Однако ситуация на российском медийном рынке сегодня осложняется тем, что параллельно с поиском финансистов для "шестой кнопки" покупателя ищет и НТВ, что сокращает круг возможных претендентов. И если на четвертый канал власть еще готова пустить "международно признанного западного инвестора", то в случае с командой Киселева Кремль скорее всего предпочтет отечественный вариант, который будет внушать финансово-политическое доверие.
Интересно, что информация о планах Коха в отношении "шестой кнопки" появилась примерно в тот момент, когда стало понятно, что известный своей близостью к президенту финансист фактически не смог сдержать данное Кремлю обещание "разрулить" ситуацию вокруг ТВ-6 "цивилизованным" путем - купить у Бориса Березовского акции телеканала. По неофициальной версии, это несколько подорвало его позиции кремлевского фаворита за зубчатой стеной. Косвенно это подтверждает и то, что контролируемый им телеканал "Московия" на сегодняшний день не намерен принимать участие в конкурсе на "шестую кнопку". Однако сам финансист, похоже, сдаваться не собирается, тем более что активность Олимпийского комитета России по созданию "духовно-оздоровительного" канала, поддержанная Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, дает ему неплохие шансы.
Несмотря на публичные заявления представителей Минпечати о том, что в конкурсе на "шестую кнопку" предпочтение должно отдаваться неспециализированным каналам, на практике это утверждение может быть опровергнуто. Во всяком случае, в официальных условиях конкурса этот пункт прописан крайне нечетко. И если власть решит проявить соответствующую политическую волю, как это уже было в случае с "Московией", у "духовно-оздоровительного" канала появятся весьма неплохие шансы на получение федеральной частоты.
Передел российского телепространства, однако, не ограничивается борьбой за "шестую кнопку". Оставшийся на некоторое время в тени гендиректор НТВ Борис Йордан сейчас развивает весьма активную пиар-деятельность, в том числе и в западных СМИ. И тому есть свои причины.
Как стало известно "НГ", несмотря на утверждения руководства "Газпрома" о том, что предпродажную подготовку НТВ ведет Dresdner Kleinwort Wasserstein, источники в компании уверены, что реально этим занимаются эксперты группы "Спутник", подконтрольной Борису Йордану. Более того, по нашим сведениям, сегодня можно говорить о том, что гендиректор НТВ уже заручился принципиальным согласием "Газпрома" на покупку акций этой телекомпании.
Еще одним медиаприобретением Йордана в ближайшее время может стать телекомпания АСТ "Прометей", вещающая на регионы, которая формально принадлежит тому же "Газпрому". Не так давно у совета директоров этой телекомпании появился новый руководитель - им стал Дмитрий Бакатин, входивший в директорский корпус НТВ и считающийся "человеком Йордана". Однако, как утверждают источники "НГ", западный менеджер Йордан вовсе не намерен заниматься финансовым оздоровлением региональной телекомпании. Напротив, его планы по покупке "Прометея" в конечном счете должны закончиться закрытием этой телекомпании, а ТНТ и НТВ приобретут фактическую монополию на региональное вещание.
Готовящаяся сделка - классический пример устранения конкурентов, которая по западному, да и по российскому антимонопольному законодательству могла бы привести к самым серьезным последствиям. Вероятно, поэтому сегодня Йордан прилагает максимум усилий, чтобы выглядеть в глазах западной общественности активным и чуть ли не единственным борцом за российскую свободу слова.