Совет Федерации нового состава горячо взялся за работу. Первое, что он сделал, - внес изменения в регламент палаты и запретил образование объединений сенаторов на территории верхней палаты парламента.
Между тем своим решением новый состав сенаторов не осуществил ничего революционного. В регламенте Совета Федерации с момента его образования имеется статья, запрещающая образование политических фракций и объединений. Запрет на депутатские объединения в Совете Федерации осуществляется на фоне бурного роста депутатских объединений в Государственной Думе.
Создание межфракционных депутатских объединений (МДО) - это феномен Думы третьего созыва. Пик их образования пришелся на конец весенней сессии. Сейчас уже две трети депутатского корпуса входят в 38 объединений. Наиболее представительные и активно работающие среди них: "Энергия России" - 122 депутата, "Товаропроизводители России" - 107 депутатов, "Зубр" - 142 депутата.
Парламентарии нижней палаты относятся к деятельности межфракционных депутатских объединений как к цивилизованным, легальным, прозрачным формам лоббизма, приближающим нас к мировой парламентской практике. Созрело мнение о целесообразности признать де-юре существующие де-факто МДО, о необходимости внести соответствующие изменения в регламент Госдумы.
Таким образом, процесс развития российского парламентаризма в верхней и нижней палатах Федерального собрания идет в противоположных направлениях, по сценарию басни Крылова. "Лебедь" и "рак" на площадке российского парламентаризма уже есть, а появление третьего персонажа еще ожидается - ведь кто-то должен уравновесить сложившуюся ситуацию.
Противоречия в понимании вектора развития российского парламентаризма между двумя палатами Федерального собрания России - это серьезная и опасная политическая проблема. Появляется новый источник противостояния между Государственной Думой и Советом Федерации, которое с таким трудом было ликвидировано путем реформирования и смены состава сената.
Выход из сложившейся ситуации лежит на пути взаимодействия между депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации. Это можно сделать через создание парламентских объединений, которые бы объединили депутатов обеих палат на основе их профессионального опыта.
Живой интерес вызывает у новых сенаторов деятельность межфракционных депутатских объединений Госдумы, в которые входят члены различных политических фракций. Обсуждение вопросов здесь идет с точки зрения профессиональных критериев, а не политических пристрастий депутатов.
МДО вполне способны распространить свое объединительное поле и на верхнюю палату парламента и могут стать площадкой взаимодействия для парламентариев обеих палат. Это особенно важно, когда законодательство касается сложных и ключевых вопросов российской экономики. Так, например, члены комитета Совета Федерации по экономике, собственности и предпринимательству совместно с членами МДО "Энергия" Госдумы могут взаимодействовать в формате единого парламентского объединения, совместно обсуждая профессиональные проблемы. Эта идея уже находит понимание у ряда сенаторов.
Конструктивное взаимодействие депутатов обеих палат позволит оперативно и четко урегулировать позиции парламентариев, что не только ускорит процесс принятия законов, но будет способствовать эффективной работе всего Федерального собрания в целом.
Кроме того, исполнится "вековая мечта" членов Совета Федерации - они получат право принимать участие в обсуждении законов уже на первоначальной стадии их рассмотрения в Государственной Думе. В рамках официальной процедуры регламент Госдумы этого не допускает, но, поскольку решения МДО носят рекомендательных характер, такое вполне возможно.