0
5314
Газета Политика Интернет-версия

18.12.2001 00:00:00

Национальные интересы России

Виктор Шейнис

Об авторе: Виктор Леонидович Шейнис - профессор, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН.

Тэги: россия, запад, союзники


К концу ХХ века наша страна подошла к исторической развилке. Один путь - это настойчивые попытки вернуть себе статус сверхдержавы, наращивать всеми доступными средствами влияние на решения европейских и мировых дел, заставлять партнеров считаться с нашими претензиями на зоны влияния, не останавливаясь перед затратами необходимых для всего этого ресурсов. Другой - сосредоточиться на решении наших крайне непростых внутренних проблем, чтобы стать органичным, прежде всего по экономическому и политическому устройству, обществом и в перспективе войти в систему западных союзов на тех же условиях, на каких объединились в них большие европейские страны.

Идти по первому из обозначенных здесь путей - назовем его имперским - в современных условиях означает во внешней политике продолжать эффектные (вроде памятной "петли Примакова" над Атлантикой), но малоэффективные жесты, пытаясь формировать полюса противостояния. Например, разыгрывать против США западноевропейскую карту, против Запада - индийскую и китайскую, энергично вступаться за "попранные" права стран-изгоев и т.п. А в идеологии - агрессивно внедрять в сознание общества реакционные утопии вроде "евразийской цивилизационной модели многополярного мира". Самое вежливое, что можно об этом сказать, - это типичная разновидность политического мышления прошлого или даже XIX века.

Россия - страна иудео-христианской цивилизации и европейской культуры, хотя и особого, в силу исторических обстоятельств, ее ответвления. На пути, освященном социалистической утопией, наша правящая элита решала две основные задачи - преодоления технологической отсталости от Запада и утверждения собственного мирового господства. К концу прошлого века стала очевидной нереализуемость обеих задач. Первой - в силу того, что технико-экономический прогресс в несвободном обществе имеет жесткие пределы, а второй - в силу ее изначальной мифологичности.

В наше время европейская цивилизация при великом разнообразии национально-культурных особенностей и оттенков опирается на такие фундаментальные основы, как рыночный тип хозяйства, гражданское общество, развитая демократия, правовое государство, стирание разного рода национально-государственных перегородок, многообразие социальных инициатив и многое другое. Европейские общества, конечно, не являются идеальными, свободными от противоречий, конфликтов и несправедливости. Таковых никогда не было и не будет. Но если прав Гегель, утверждая, что "всемирная история есть прогресс в познании свободы", то именно путь европейских обществ определяет вектор современной мировой цивилизации. Поэтому национальные интересы России в первую очередь заключаются в скорейшем выстраивании ее социальной жизни в соответствии с инвариантными чертами европейских обществ. А раз так - отстаивать национальные интересы России надо прежде всего внутри, а не вне страны. Это, конечно, не означает, что у России нет никаких интересов за пределами ее границ. Важнейшие внешние гуманитарные и культурные интересы России находятся прежде всего на территории распавшегося Советского Союза. Торговые и иные экономические интересы лежат в плоскости отношений с развитыми странами, откуда могут прийти капитал, высокие технологии и современная организация производства. Что касается интересов безопасности, то они охватывают весь мир.

Конкуренция и экономическое соперничество, в том числе между государствами, призванными защищать интересы национальных производителей и потребителей, будут существовать столько, сколько существуют сам мировой рынок и государства. Отношения на рынке - всегда торг. Значит, надо учиться правилам этого торга, не сваливая на дискриминацию собственную неконкурентоспособность и нерасторопность. Нужно искусно поддерживать национальных агентов на мировом рынке, используя весь признанный арсенал средств стимулирования экспорта, регулирования импорта, международных экономических соглашений. Решение этих проблем - тоже в первую очередь внутри, а не вне страны.

Злейший враг реалистического национального мировосприятия - "оборонное" сознание в том виде, в каком оно досталось от прошлого и в каком его настойчиво пытаются реанимировать сегодня влиятельные политические силы. Худшие эксцессы советской послевоенной внешней политики - подавление Венгрии, Чехословакии, военно-политическое давление на Польшу, афганская авантюра - как раз и обосновывались необходимостью "защиты от империализма". Следует осознать: никакая военная опасность демократической России со стороны Запада грозить не может. Реальная опасность агрессии против России, как и угроза всему мировому сообществу, исходит от международных террористических организаций и безответственных перед собственными гражданами режимов, предоставляющих им базы и стремящихся заполучить тем или иным путем средства массового поражения. Перед лицом этого нового вызова, против которого пока не созданы эффективные средства отражения, интересы России и Запада, значительной части государств третьего мира - общие. Понимание этого довольно отчетливо проявилось в недавних внешнеполитических шагах президента Путина, вызвавших резкое неприятие со стороны известных политических сил в нашей стране. Их довод состоит в том, что Запад все равно не видит в России полноценного партнера и не торопится открыть перед нею двери своих военно-политических союзов. На деле же прав известный американский политолог М.Макфол: полудемократическая Россия может быть лишь полусоюзником США. Никогда в прошлом не были так тесно переплетены движение к демократии и обеспечение национальной безопасности нашей страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
904
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1124
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1029
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1018

Другие новости