Алексей Арбатов, заместитель председателя комитета Госдумы по обороне
Объявленное решение президента США о предстоящем выходе из Договора по ПРО не предназначалось для того, чтобы оскорбить или нанести удар по России. Но это решение будет иметь именно такие последствия. Во-первых, Договор по ПРО - это главный документ, который связывает Россию с США в области ограничения стратегических вооружений и стабильности. Во-вторых, у США пока нет программы испытания и развертывания системы противоракетной обороны, которая потребовала бы денонсации Договора по ПРО. США могли бы еще много лет проводить НИОКР и испытания, не разрушая Договора по ПРО, а внося в него поправки вместе с Россией. Этот шаг, говоря словами Талейрана, хуже преступления, это ошибка. Решившись на него вопреки аргументам и доводам РФ и даже своих союзников, США показали, что вновь собрались принимать односторонние решения, оставляя другим странам возможность следовать в фарватере американской политики. Это большое заблуждение в отношениях с Россией. Решение руководства США наносит большой удар по России в условиях беспрецедентного сближения двух стран и их военного сотрудничества в вооруженной акции против международного терроризма. Это также осложняет совместные усилия по нераспространению ядерного оружия и получения доступа к нему со стороны международного терроризма.
Константин Косачев, заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам
Одностороннюю денонсацию Вашингтоном Договора от 1972 года, на мой взгляд, следует рассматривать с трех точек зрения - военной, экономической и политической. С военной точки зрения это решение не представляет серьезной угрозы для безопасности России. Мы обладаем необходимыми технологиями преодоления противоракетных систем. Кто действительно должен волноваться, так это Китай. С экономической точки зрения такой шаг Белого дома достаточно невыгоден для России, он потребует затрат на увеличение ядерного арсенала. Что касается политического аспекта проблемы, то ожидаемое решение США идет вразрез с новым климатом доверия и сотрудничества, установившимся между нашими странами после терактов 11 сентября. Американская администрация могла бы проявить добрую волю и не ставить президента Владимира Путина в тяжелое положение подобными заявлениями.
В сложившейся ситуации реакция Москвы должна последовать незамедлительно. Нам следует сразу же объявить американцам, что после истечения шестимесячного срока Россия выйдет из Договора СНВ-1. Напомню, что это первый в современной американской истории односторонний отказ от международного договора.
Андрей Федоров, глава Центра политических исследований и консалтинга
Это не надо воспринимать как оплеуху России, поскольку о том, что США выйдут из ПРО, мы знали. Американцы этого не скрывали. Весь вопрос в том, в какой форме это будет сделано. Если в достаточно жесткой - США заявят о том, что никаких дальнейших консультаций не будет, - это уже действительно ближе к оплеухе. Если Америка скажет, что выходит из договора, но готова в дальнейшем вести с Россией консультации о том, как решать эту проблему, это другой вопрос. Я недавно вернулся из Вашингтона, и у меня сложилось впечатление, что американское руководство рассчитывает на мягкую реакцию со стороны России относительно выхода из Договора по ПРО.
Вольтер Красковский, генерал-полковник авиации, в 1986-1991 гг. командующий войсками ракетно-космической обороны
Соединенные Штаты и Россия сегодня уже не являются противниками. Однако партнерские отношения между двумя странами вовсе не должны означать постоянных уступок и одностороннего разоружения с российской стороны (что, к сожалению, наблюдается на протяжении последних 15 лет). Объективно предстоящий выход США из Договора по ПРО ведет к тому, что неоспоримое превосходство США в военном отношении на суше, в воздухе и на море в конечном итоге распространится и на ближний космос. Поэтому Договор по ПРО 1972 г. может быть подвергнут только одной модификации - разработке и подписанию нового документа большинством государств мирового сообщества. Нельзя допустить, чтобы в околоземном космическом пространстве доминировала и диктовала свою волю только одна держава.
Односторонний выход Соединенных Штатов из договора создает реальные предпосылки для пересмотра Россией всей системы ранее заключенных с США соглашений по ограничению стратегических наступательных вооружений и Договора о РСМД (ракетах средней и малой дальности). В первую очередь представляется целесообразным "заморозить" уже достигнутые договоренности по тяжелым межконтинентальным баллистическим ракетам с разделяющими головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН). Именно они являются наилучшим средством преодоления даже весьма технически совершенной системы ПРО. Несмотря на то что эти ракеты по большей части изготовлены в свое время на Украине днепропетровским Южмашем и гарантийные сроки их эксплуатации подходят к концу, эти МБР могут прослужить еще не менее 20 лет. А за эти годы в мире многое может радикально измениться. Кроме того, целесообразно ускорить работы по переоснащению МБР типа "Тополь" и "Тополь-М" РГЧ ИН.
Особое значение для обороноспособности России имеет возврат к развертыванию серийного производства ракет средней дальности и малой дальности, ибо по большей части именно на таком удалении от государственных границ РФ находятся наиболее вероятные угрозы национальной безопасности. Вполне возможен пересмотр имеющихся договоренностей на развертывание оружия и в космосе.