НЕСООТВЕТСТВИЕ формы и содержания давно перестало удивлять. Достаточно вспомнить Либерально-демократическую партию Жириновского или Консервативную партию Убожко. Порой названия партий вообще умом не понять. При чем тут яблоко и чей таки дом Россия, народ так до конца и не разобрался. Вот и в новом политическом сезоне возникли Народная партия Геннадия Райкова и подзабытая Демократическая, которую выводит из комы Михаил Прусак.
О политически не просвещенных гражданах позаботился лишь СПС. Уже из названия ясно, что партия эта - правая. СПС заявляет о себе как о либеральной силе, которая продвигает приватизацию, экономические реформы, и вообще как о главном гаранте либеральных преобразований в обществе.
Кто спорит, определенные заслуги у правых имеются. Это их представители во многом формировали экономическую политику правительства в последнее десятилетие. Но с годами с членами этой команды произошла странная трансформация. По мере того как росли политический вес и благополучие молодых реформаторов, они все чаще стали подавать себя как едва ли не единственных либералов в России.
Правые против правых
Сейчас Союз правых сил ведет себя так, будто получил монополию на либерализм - то ли благодаря выдающимся качествам Анатолия Чубайса и других лидеров партии, то ли просто в подарок от президента, якобы пообещавшего не трогать СПС при задуманном "укрупнении" партий. Однако монополия эта вовсе не очевидна. Во властных структурах либеральных воззрений придерживаются немало политиков и экономистов. Конкурентами правых выступают Александр Шохин и Андрей Илларионов, Александр Жуков и Владимир Рыжков, Николай Федоров и Гарри Каспаров. Немало либералов есть и в "ЯБЛОКЕ". И отнюдь не все они были связаны с Чубайсом номенклатурными узами. Такие профессионалы, как Петр Карпов, Олег Вьюгин, Бэлла Златкис, Сергей Алексашенко, Чубайсу своей должностью обязаны не были, но при том внесли немалый вклад в подготовку ключевых экономических решений.
Мало того, все больше сомнений в том, что СПС вообще можно рассматривать как либеральную силу. Анатолий Чубайс все чаще использует партию в собственных целях, слабо сочетающихся с программой правых. В СПС хватает людей, приметных не либерализмом, а личной преданностью Немцову, Кириенко, Титову. Да и тот же Титов постоянно менял свое политическое лицо. То он сторонник либералов, то провозглашает себя социал-демократом, то банально лоббирует интересы региональной элиты в Совете Федерации. Сегодня в составе федерального совета партии и парламентской фракции осталось мало людей, имеющих репутацию последовательных либералов. Оно и понятно. Искусственное противопоставление "правозащитников" и "прагматиков", завершившееся победой последних, ознаменовало номенклатурный реванш в СПС. Бал здесь сейчас правят ставленники внутрипартийных кланов, слегка разбавленные активистами из провинции. Идеалом СПС все больше становится аморфный аппаратчик.
Есть ли у Чубайса оппозиция?
Означает ли это, что у либерального избирателя нет выбора: поддерживать СПС или вообще перестать интересоваться политикой? Лидеры правых представляют дело именно таким образом: или с нами, или с маргиналами. Корни этой самоуверенности - в случайном успехе правых на последних парламентских выборах.
Но все ли сторонники СПС согласятся с чубайсовской доктриной ограниченного суверенитета? Получается, что либералом можно быть до тех пор, пока это не противоречит политическим интересам Чубайса. Кумир многих сторонников СПС - Черчилль с его знаменитой фразой, что в политике нет постоянных друзей, но есть постоянные интересы. И куда важнее не сама личность политика, а его идеи. Так позиция партии становится все более уязвимой и расплывчатой.
Конечно, лидеры правых могут успокаивать себя: до выборов еще далеко. Куда важнее закрепиться в путинской системе власти. Но такой подход опасен. Среди симпатизирующих СПС немало влиятельных политиков и бизнесменов, журналистов, просто популярных личностей. Многие склонны поддержать ряд либеральных шагов близких к СПС Кудрина или Грефа, например, дерегулирование экономики. Однако они не скрывают разочарования, наблюдая превращение "реформаторов" в лоббистскую группу, отстаивающую интересы РАО "ЕЭС" или свои собственные (Минфин).
Не случайно многие недавние сторонники СПС все чаще обращают взоры к тем политикам, которые, не декларируя своей приверженности либерализму, на деле куда более либеральны, нежели СПС. Прежде всего к руководителям финансово-экономических комитетов Думы (Александр Жуков, Александр Шохин), а также экономического блока президентских структур (Андрей Илларионов). Чем больше СПС обретает черты партии новых олигархов в лице менеджмента РАО "ЕЭС", тем больше у либеральных критиков Чубайса возможностей для контратаки СПС и перетягивания на свою сторону колеблющихся правых.