ОДИННАДЦАТОГО сентября граждане США впервые подверглись геноциду. Эти слова не напыщенная риторическая фигура: американцев убили только и исключительно за то, что они американцы, то есть носители определенной социокультурной традиции. Так же нацисты убивали евреев только за принадлежность к еврейской духовной традиции (европейско-еврейской субцивилизации). Нацисты воспринимали европейское еврейство (Udentum) как средоточие критическо-гуманистического, новоевропейского начала, разрушающего их любимые "нордическо"-традиционалистские ценности. "Коричневые" идеологи понимали: либо реакционная романтика, либо демократический прогресс - и защищали свои псевдоархаические ценности как умели. Подобным же образом сталинизм, уничтожая "кулаков как класс", уничтожал именно носителей угрожающей - рыночной - ментальности. Большевики могли приручить дворян и интеллигентов, но не людей, истово мечтающих о личном собственном хозяйстве. Точно так же исламские радикалы, видя в Америке средоточие глубоко чуждых им (и всем неотрадиционалистам) либеральных идей, понимают, что, не уничтожив Америку как мировой цивилизационный фактор, они не добьются возвращения исламского сообщества в царство фундаменталистской утопии.
Вопреки причитаниям наших постмарксистов о том, что за исламским радикализмом стоит раскол между "золотым миллиардом" и нищим "Югом", я убежден, что у этого радикализма совсем иной генезис. Жители западного Китая или юга Индии живут не лучше афганцев или египтян, но никаких ксенофобно-террористических движений они не организуют. Тем более что исламский Восток всегда был приучен к огромному контрасту между богатством элиты и фантастической нищетой масс. Возникновение исламского тоталитарного радикализма (некоей формы анархо-большевизма) - это реакция на вестернизацию мусульманского мира. Каждый глобальный социокультурный регион, каждая нация по-своему реагирует на цивилизационные кризисы, на вызов модернизации. Россия ответила сперва появлением протофашистского черносотенного движения, а затем - срывом в большевизм. Западная Европа - безумием национализма 1914 г., Германия - нацизмом, Италия и Испания - фашизмом, Китай - маоизмом. Латинская Америка - бурлящей революционностью 60-70-х. Когда той же критической стадии модернизации достиг Иран - началась революция Хомейни. Исламский радикализм - это прежде всего идеология среднего класса - торговцев и молодых интеллектуалов. Это невротическая реакция не на бедность, а на растерянность, духовную "расколотость", неуверенность перед лицом западной либеральной идеи.
"Западная идея" - это не только индивидуализм и "бездуховная" масскультура, но прежде всего это снятие запретов на критику идеологических основ социума и снятие социально-экономических и сексуальных табу. Без "хомейнизма" и повального возвращения к шариату сейчас в университетах мусульманского мира шли бы громкие диспуты об историческом, мифическом или фрейдистском содержании сур Корана, а мусульманские женщины не менее громко требовали бы эмансипации. Скажу сильнее - фундаментализм идеологический - лишь одна из форм держать женщин в повиновении. Мусульманские "мачо" так боятся женщин, что готовы разрушить мир, лишь бы лишить своих "мах" права владеть частной собственностью и права выбора партнера. Собственно та же "женобоязнь" таится в корнях любого "радикал-традиционалистского тоталитаризма". Особенно здесь характерны нацизм и "зрелый" сталинизм.
Америка, подобно Англии и Франции полвека назад, несет по миру гуманистические и либеральные ценности самим фактом своего существования. США, как ни странно, сейчас вновь сильны и цельны. Американцы поняли, что в современном мире есть сила, мечтающая уничтожить их всех биологически. Это же поняли в сороковые годы XX века все евреи. И евреев это не превратило в мечущихся неврастеников, но дало цельность и решимость. Опрокинуть в Палестине "двунадесять" арабских армий в 1948 году, а в Москве тысячами встречать Голду Меир у синагоги, и тысячами (вместе с лучшей русской интеллигенцией) встречать тело Михоэлса в 1949 на Белорусском вокзале. А когда советские евреи поняли в начале восьмидесятых, что компартия на глазах превращается в фашистскую организацию, они сделали все, чтобы победила демократия.
Глобальное либеральное влияние Америки нельзя уничтожить, не превратив ее либо в руины, либо в фашистский заповедник. Возможно, организаторы "дня американской катастрофы" (пылающие небоскребы - парафраз труб Освенцима) рассчитывали не только на крах доллара. Хотя они, видимо, тоже поверили, что бакс в своей основе - "деревянный", что он политико-идеологический фетиш, а основа твердой современной экономики - не современные технологии, но "много железа". Организаторы терактов понимали, что ответ уязвленной сверхдержавы будет страшным, что им рано или поздно грозит вторжение, разгром их квазигосударства, и в итоге - смерть: от вакуумной бомбы, от рук спецназа или спецкиллера. Но, очевидно, очень сильна была надежда "озверить" Америку, превратить ее в "путинскую Россию" - злобную, закомплексованную, беспощадную страну, уже не способную нести миру демократические ценности.
Такая перспектива напугала западных ультрадемократов до крайности. И они - на фоне еще дымящихся развалин - не побоялись вслух сказать о "вине" Америки за теракты. Либеральные сторонники "вины США" ведут себя как полагается истинным христианам: в произошедшей трагедии они прежде всего видят собственную вину, вину своей страны, своей культуры. И, конечно, не вину за то, что Милошевичу не позволили "зачистить" Косово, а Хусейну - создать ракетно-ядерный потенциал! Католики, кстати, именно так говорят во время мессы: "меа кульпа" ("моя вина, моя величайшая вина"). Западная культура в такой степени христианская, в какой ощущает свою "метафизическую вину" за свои бедствия и жертвы. С языческой и незападной (силы кармы и рока) точки зрения такая позиция нелепа и абсурдна: точь-в-точь, как говорил Тертуллиан.
Эта самокритика среди руин означает, что христианство - как идея - достаточно укоренено в западной культуре. Запад, конечно, аморален, он постоянно нарушает свои этические (гуманистические) принципы. Но Восток с этой точки зрения - имморален, ибо просто не считает жизни. В первом сентябре XXI века проявился очень интересный критерий цивилизованности - соотношение между скорбящими по жертвам и поклонниками злорадного смакования "коллективного наказания" Америки.
Западная цивилизация по сути двояка - она и западно-античная, и восточная. Поэтому сильнейший вызов пробудил республиканско-римскую традицию в культуре Америки. США ведут себя сейчас идеально с точки зрения Рима, узнавшего о том, что какие-то даки вырезали мирную римскую колонию. Первый консул получил от сената императорские полномочия; суровые квириты возносят жертвы Юпитеру и валом записываются в центурии; справедливые корректные центурионы осаживают люмпенов, мечтающих отправить даков львам; философы-стоики уговаривают не уподобляться персам (то есть не вырезать заодно и дакских женщин и детей); дипломаты уже договорились с фракийцами о пропуске центурий и уже отбашляли сестерции сарматам за удар в тылы даков. Вот сейчас мы и узнаем, победил ли все-таки Галилеянин Кесаря?