СРАЗУ после того, как схлынула эмоциональная волна по поводу терактов в США, российские политики с увлечением начали обсуждать плюсы и минусы вовлечения РФ в военные действия в Афганистане.
Вчера в офисе объединения "Отечество" в Москве прошел круглый стол на тему "Безопасность России в преддверии войны нового типа". Участники дискуссии довольно быстро разбились на две группы: первые утверждали, что Россия уже полностью сдала все свои позиции США так же, как и в эпоху Горбачева-Ельцина, а вторые, напротив, уверяли, что есть возможность поторговаться и получить выгоду от предстоящих военных действий. Причем обе стороны - и противники, и сторонники сотрудничества с Америкой - не преминули вернуться к проблемам членства России в НАТО, реакции Запада на чеченский конфликт и отношения к развитию системы ПРО. Впрочем, все участники дискуссии сошлись во мнении, что вне зависимости от итогов военной операции для России было бы чрезвычайно выгодным ослабление режима талибов, пополняющих свои доходы за счет широкомасштабной наркоторговли.
Первый же оратор - замдиректора Института Европы РАН Сергей Караганов заявил, что сотрудничество с США ценно для России именно возможностью "вырваться из традиционной роли полупротивника", а также получением "карт-бланша для действий России в Закавказье". Его поддержал замдиректора Московского Фонда Карнеги Дмитрий Тренин, отметивший, что в перспективе хотя и не равного, но долгосрочного сотрудничества с США Путин наконец-то принял стратегические внешнеполитические решения, хотя президент по-прежнему изолирован от поддерживающей его элиты. Следующим этапом развития сотрудничества, с точки зрения Тренина, может стать расширение взаимодействия в рамках контактов России с НАТО.
Зампредседателя думского комитета по обороне Алексей Арбатов также высказался за необходимость сближения России с Западом, но призвал сосредоточиться на защите национальных интересов, тем более что еще в прошлом году Россия угрожала нанести авиаудары по базам талибов в Афганистане. Однако он считает, что Россия упустила возможность воспользоваться своим авторитетом в Совете Безопасности ООН и провести необходимые резолюции с точки зрения международного права, а также закрепить свои договоренности о финансовой и военной помощи с США официальными документами. Вместе с тем Арбатов полагает, что российские власти еще не лишились возможности, "предоставив тыловое обеспечение американским вооруженным силам, решить свои проблемы".
Гораздо более мрачно оценил ситуацию директор Института стран СНГ Константин Затулин, заявивший, что "первой жертвой этого кризиса стало СНГ", поскольку некоторые страны начали сотрудничать с США без посредничества России. А вице-президент фонда "Реформа" Андраник Мигранян оценил действия российской дипломатии как очередной провал, поскольку "мы сдали все возможности для торга Вашингтону без борьбы". Но, как всегда, наибольшую проницательность проявил глава ЛДПР Владимир Жириновский, который твердо заявил, что все события в сентябре "выгодны американцам, потому что это удар по России". Он также категорически высказался против втягивания России в третью мировую войну и возможного союза с НАТО, в результате которого наша страна превратится в "огромную погранзаставу Запада". Тем более что нынешний вариант ведения войны с туманным международным терроризмом, с точки зрения Жириновского, позволит "в любое время бомбить любую страну" и "искать сначала бен Ладена, потом его заместителей или назначать кого-то вместо них".
Впрочем, какую бы позицию ни заняла Россия, требуется оценка имеющихся государственных ресурсов. Алексей Арбатов, выступая на круглом столе, заявил, что уже к 2002 г. при самом незначительном вовлечении России в военный конфликт необходимо выделить еще 26 млрд. рублей на перевод армии на контрактную систему, 11 млрд. рублей - на техническую базу погранзастав ("а то у нас скоро главным оружием станут пограничные собаки"), 7 млрд. рублей целевых - на российскую границу в Средней Азии и Закавказье, а также 3 млрд. рублей - на повышение защиты стратегических сооружений на территории России (ядерных реакторов, плотин, хранилищ химоружия). И поскольку до второго чтения в бюджет еще вполне можно внести дополнительные коррективы, все участники дискуссии единодушно согласились, что уж на эти-то небольшие суммы из допдоходов ради поддержания международного престижа правительство должно раскошелиться.