Вот образец политкорректности - Михаил Швыдкой с чувством выполненного долга, Геннадий Рождественский с чувством глубокого удовлетворения.
ВОТ И ПРАВИТЕЛЬСТВО всерьез озаботилось тем, что читает его народ. Неделю назад премьер-министр Михаил Касьянов критиковал учебники истории, а в среду, 5 сентября, взял да и приехал на открытие XIV Международной московской книжной ярмарки. Гости такого ранга крайне редко участвуют в подобных церемониях: два года назад на ярмарке побывал Владимир Путин, тогда еще тоже в статусе премьера, - ради этого случая позавчерашнее открытие даже перенесли на несколько часов. В своем коротком спиче Касьянов посетовал на нехватку времени "почитать что-то для души". А заодно сообщил о намерении издать 30-томную "Большую российскую энциклопедию", над которой уже работают "лучшие российские умы".
На том ярмарочные новшества не закончились: вечером участники во главе с министром информации Михаилом Лесиным переместились в Большой театр на церемонию вручения наград по итогам конкурса "Лучшие издания XIV ММКЯ". Прежде подобные мероприятия проходили скромно и не имели широкой огласки, теперь же пиар-усилия организаторов были вознаграждены с лихвой: помпезный зал (правда, "царская" ложа пока еще блистательно пустовала), оркестр, артисты балета в костюмах екатерининской эпохи, известные телеведущие - Леонид Парфенов и Лариса Вербицкая, еще более известные персонажи, вручавшие премии, - литераторы Андрей Вознесенский, Андрей Битов, Виктор Ерофеев, министр культуры Михаил Швыдкой. И - приветствие президента, попросившего издавать "побольше добрых и интересных книг".
Словом, организаторы сделали вескую заявку на то, чтобы эти премии стали государственным "книжным Оскаром". И, надо сказать, заявка удалась: за небольшими исключениями награды достались людям в высшей степени достойным. Новоявленный "Оскар" занял пустующую до сей поры нишу - между невнятной и насквозь официозной Госпремией и частными литературными премиями. Он счастливо проскочил между Сциллой новых, но идеологически не устоявшихся литературных явлений и Харибдой старых и уже заскорузлых заслуг. Все лауреаты без исключения отвечали этому вполне буржуазному и безопасному стандарту.
В номинации "Бестселлер" первенствовал Борис Акунин. Хотя тиражи его книг, с бестселлерной точки зрения, уступают, скажем, тиражам Татьяны Поляковой или Александры Марининой, однако, с точки зрения "хорошего вкуса", его детективные стилизации очень даже превосходят опусы милых дам. Вряд ли кто оспорит победу Татьяны Толстой в номинации "Проза-2001". "Кысь" - это действительно одна из самых ярких книг за отчетный, с прошлогодней ярмарки, период. Хуже с номинациями
"Дебют" и "Поэзия-2001". Присуждение награды журналисту и поэту Дмитрию Быкову можно было бы охарактеризовать как "на безрыбье..." Тем более что Быков и не дебютант. Но с точки зрения пресловутого пиара наградить известного прогосударственного журналиста, да еще в Большом театре - значит еще повысить статус премии. Правда, сам Быков на сцене не появился. Любопытно другое - и "Кысь" Толстой, и "Оправдание" Быкова относятся к жанру так называемой антиутопии, а Акунин, как известно, вообще чурается неустойчивой современности. Покуда современность не располагает к написанию утопий, такая позиция жюри выглядит безупречно: она, повторюсь, безопасна и политически и эстетически одновременно.
В поэзии же, по мнению жюри, вообще ничего особенного не происходило, поэтому и вручили премию издательству "Время" за серию "Поэтическая библиотека", публикующую вполне "отстоявшиеся" собрания сочинений вполне известных поэтов. Ровно то же самое - и с детскими книгами: наградили переводную (!) серию "Что есть что" издательства "Слово". Серия, спору нет, хорошая, но вот где прячутся новые корнеи чуковские и николаи носовы - большой вопрос, который государству необходимо решать в первую голову.
Сверхоправданным выглядело и награждение книги Александра Солженицына "Двести лет вместе" в номинации "Humanitas". Здесь сыграли свою роль и всемирно известное имя, и неожиданное обращение классика к больной еврейской теме, ну и, разумеется, текущий политический момент - вспомним знаменитый визит президента к нобелевскому лауреату. Абсолютно беспроигрышное решение.
Но апофеозом новооскаровской политкорректности стало награждение в номинации "Книга года". Ее написал свежеотставленный главный дирижер этого самого Большого театра Геннадий Рождественский, называется она "Треугольники" и представляет собой мемуары, снабженные большим количеством фотографий и шестью компакт-дисками с записями музыкальных фрагментов, которыми дирижировал автор. Не хотелось бы думать, что маэстро поднялся на родную сцену в последний раз, но сам факт того, что он получил награду из рук Михаила Швыдкого, говорит пусть о запоздалых и несколько неуклюжих, но вполне почетных проводах. Государство таким образом нашло в себе силы отблагодарить своих слегка опальных героев. То есть вышло все и добро, и даже где-то интересно.