ЗА 10 лет независимости Украины Россия перепробовала три разные модели отношений с этой страной, и все неудачно.
Первую модель можно назвать дорогой уступок. Ее озвучил Борис Ельцин: "Я встаю утром и думаю, что я сделал для Украины. И так должен думать каждый российский гражданин". Украине прощали воровство газа, согласились во многом на ее условия по разделу и базированию Черноморского флота, пытались не замечать нарушения принципов свободного обмена информацией и прав пользования русским языком.
Не получалось, и тогда шарахались во вторую крайность - пытались говорить имперским языком, пытались стукнуть кулаком по столу. Московские аналитики рассуждали о необходимости раздела Украины на западную и восточную. Не получалось - и тогда пытались вообще забыть про нее, как про дурной сон.
Но если верно, что Россия не сможет оптимально развиваться без сотрудничества с Украиной, то верно и обратное - Украина не сможет развиваться без сотрудничества с Россией. Успешное движение вперед может быть только обоюдным. Для этого необходимо преодолеть несколько препятствий.
Российское препятствие # 1 - это сохраняющийся имперский комплекс по отношению к Украине. Все эти рассуждения о возможности раздела или отторжения части территории, ухмылки по поводу "незалежности" и насмешки над украинскими особенностями - прямой удар по интересам России, они консолидируют украинскую элиту на основе противостояния России с целью защиты своей государственности.
Независимость Украины - не повод для дискуссий, она защищена тем, что ее поддерживают 70% граждан Украины и вся украинская элита. Кроме того, эта независимость защищена всей существующей системой международных отношений. Те российские политики, кто ставит под сомнение эту независимость, вступают в конфликт с современным мировым порядком.
Российское препятствие # 2 - миф, что Россия является противником Запада, в том числе и на Украине, миф, что Запад заинтересован в ослаблении России. Запад не един, а на Украине интересы США и Европы прямо сталкиваются. Европа заинтересована в стабильном развитии Украины, а поэтому и в ее хороших отношениях с Россией. США же сегодня пытаются противопоставить Россию и Украину на постсоветском пространстве.
Украинское препятствие # 1 - великая иллюзия украинской элиты, что можно войти в единую Европу раньше России. Ради этой цели Украина пытается вести внешнюю политику по типу титовской Югославии, играя на противоречиях между Россией и Западом. Но такая политика работает только в случае нарастания противоречий между Россией и Западом. Сегодня, когда Путин пытается сформировать стратегию интеграции России в Европу, этот курс теряет энергетику. К тому же Европа должна потратить огромные ресурсы на переваривание множества маленьких стран Центральной и Восточной Европы. На Украину у Европы просто нет денег.
Украинское препятствие # 2 - страх украинской элиты перед российской. Они не боятся европейцев, так как те не смогут эффективно действовать в украинских условиях. Но российских "хищников" они очень боятся: что те придут и все скупят, захватят, используя большой опыт в этой области, родственный менталитет и значительные ресурсы. Причем боятся не только политики и бизнесмены, этот страх распространяется на все группы населения. Например, украинская оргпреступность боится, что ее вытеснят русская и кавказская мафии, а журналисты в Киеве боятся, что московские информационные "киллеры" захватят лучшие позиции и аудитории.
Необходимо снять этот страх. Для этого бессмысленно успокаивать. Но нужно дать украинской элите возможность вырваться на российские просторы. Нет такого украинского олигарха, который не мечтал бы о возможностях и славе российского олигарха. Любому культурному киевлянину, занятому интеллектуальным трудом, ясно, что Москва - не вполне русский город, это одна из космополитических столиц мира, как Лондон, Нью-Йорк, Париж.
Важнейшая задача российской политики в отношении к Украине - ее демократизация. Суть проблемы очень проста: 85% граждан Украины выступают за особые отношения двух стран (из них 30% - за объединение). Если на Украине есть демократия, то к власти не может прийти антироссийский политик. Поэтому для активизации российско-украинского диалога необходимо максимально задействовать собственно народы двух стран, а точнее, граждан, объединенных в гражданские союзы. Таким образом, максимальное развитие гражданского общества двух стран и интенсификация отношений между ними - приоритетная задача на сегодняшний день.
Необходимо учитывать и внешние условия. Сегодня для Украины исчерпаны многие пути. Невозможна интеграция в рамках СНГ - оно выполнило свою задачу по мирному разводу и потихоньку превращается в клуб президентов. Невозможна и интеграция через российско-белорусский союз - слишком велика разница между Украиной и Белоруссией. У Украины нет пути в Европу прямо - европейцы отделываются общими обещаниями и обставляются барьерами. Нет возможностей и для центральноевропейской интеграции - большинство небольших центральноевропейских стран решили добиваться интеграции в Европу самостоятельно, Вышеградская тройка рассыпалась.
В этих условиях реалистической является формула сотрудничества России и Украины - "Вместе в Европу". Эта формула четко выражает стратегическую цель обеих стран - интеграция в объединенную Европу. Там у них, видимо, будут разные роли. Видимо, будут и разные условия интеграции. Но общими являются задачи внутренней европеизации, то есть формирования политических и экономических институтов и гражданского общества европейского типа. С этим связана и задача накопления ресурсов для интеграции. Нищие Европе не нужны.
Европа является в этом нашим союзником. Сейчас европейцы не испытывают энтузиазма по поводу интеграции Украины, но тем не менее считают это одной из стратегических целей на будущее. Европейцы хотят и интеграции с Россией, но тоже не в ближайшей перспективе. Они очень заинтересованы во внутренней европеизации обеих стран и окажут этому процессу посильное содействие - особенно в деле демократизации. Но Россия больше всех заинтересована в становлении демократии на Украине, так как это предопределяет дружественную политику Украины по отношению к России.
В России пока не заметили, что в украинской политике Европа и США сегодня имеют не просто различные, но и противоположные интересы. Европейцы заинтересованы в стабильности в Восточной Европе, поэтому они не будут возражать против интеграции России и Украины, если, конечно, эта интеграция будет проходить с уважением суверенитета Украины и не приведет к возрождению российской империи в новой форме.
США пока еще не сформировали четко свою политику в отношении Украины. В госдепартаменте США на этом неперспективном направлении работают мальчики, которых никто не слушает. В этих условиях формирование политики США в отношении Украины было захвачено, даже можно сказать жестче - узурпировано узкой группой фондов и центров, созданных польской и украинской диаспорами в США.
Они политически находятся под контролем маленькой группы сенаторов и конгрессменов восточноевропейского происхождения, а идеологически - Збигнева Бжезинского, политика, который любит демократию меньше, чем ненавидит Россию. Украина рассматривается ими как ключевой пункт для недопущения возрождения России как великой страны.
Поскольку подавляющее большинство граждан Украины не мыслят свою страну отдельно от России, то нельзя навязать Украине антироссийского политика демократическими способами. Поэтому курс взят на формирование марионеточного режима. Для этого и была предпринята попытка свержения Леонида Кучмы весной 2001 года. Предполагалось передать власть Виктору Ющенко, находящемуся под контролем группы Бжезинского (кстати, жена Ющенко - американская гражданка, раньше работала в аппарате Министерства обороны США), а потом, используя административный контроль и.о. президента над СМИ, навязать Украине безвольного президента, который будет проводить антироссийский курс - включая полное вытеснение русского языка, введение визового режима и проч.
В этих условиях четко формируется платформа для сотрудничества России и ЕС: курс на максимальную демократизацию Украины, избрание легитимного руководства, выражающего интересы большинства народа Украины, создание зоны стабильности и сотрудничества на Востоке Европы. Короче - вместе в Европу.