0
550
Газета Политика Интернет-версия

24.07.2001 00:00:00

Новый эксперимент власти

Леонид Иванченко

Об авторе: Леонид Андреевич Иванченко - председатель комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике.

Тэги: власть, реформа, эксперимент


НЕ САМЫМ лучшим правилом, характеризующим стиль работы нынешнего созыва Государственной Думы, стал "метод летнего аврала": когда исполнительная власть, ранее, очевидно, дремавшая, в спешном порядке вносила важнейшие законопроекты под самый финал сессии, а депутаты Госдумы, ошалев от летней жары и, как говорится, сидя на чемоданах в предвкушении отдыха в период парламентских каникул, "штамповали" все законы подряд. К сожалению, эту порочную практику используют уже третий год подряд с нарастающим накалом. В прошлом году это были президентские законопроекты, связанные с реформированием так называемой вертикали власти. На этот раз правительство внесло аж целый пакет далеко не однозначно воспринимаемых в стране законопроектов, предполагающих проведение реформ в важнейших сферах жизни общества, начиная от судебной, трудовой и заканчивая пенсионной и земельной. К ним можно еще добавить предполагаемую реформу ЖКХ, законодательное решение проблем естественных монополий и некоторые аспекты административной реформы.

Прежде чем пытаться проанализировать качество предлагаемых реформ, зададимся вопросом: а принесла ли прошлогодняя "реформа" власти нечто принципиально новое, а самое главное, положительное в нашу жизнь? На мой взгляд - нет. С уничтожением Совета Федерации как независимой палаты представительства регионов управляемость страны ничуть не улучшилась. Во всяком случае, жизнь в регионах в лучшую сторону не изменилась. Губернаторы не стали более подконтрольны закону - ни одного случая, ни одной попытки снять глав администраций (губернаторов) не было предпринято. Никаких новых механизмов для контроля над социально-экономическим состоянием субъектов Российской Федерации не создано. Многие приемы передела собственности, бюджетных хищений, коррупции продолжают прогрессировать.

В этой связи спорным, на мой взгляд, явился и указ президента России "О полномочном представителе Президента РФ в Федеральном округе", который фактически учредил новую структуру административно-государственного деления и управления. А это означает порождение очередной неопределенности: на сколько субъектов Федерации распространяется федеральная власть - на 89, как это определено Конституцией Российской Федерации, или на 7 федеральных округов в соответствии с указом президента? Вопросов больше, чем ответов. Пока что практическая деятельность полномочных представителей в федеральных округах не дает ответа на главный из них: как поднять экономику конкретного субъекта Российской Федерации и улучшить благосостояние его населения.

К сожалению, создается впечатление, что федеральной исполнительной власти, увлекшейся "укреплением своей вертикали", в целом все равно, как живет провинция. Расположенные рядом субъекты РФ, имеющие примерно схожие ресурсные и инфраструктурные характеристики, могут жить в социально-экономическом отношении совершенно по-разному, а исполнительная впасть не предпринимает видимых усилий для исправления ситуации в проблемных регионах. Возьмем, например, соседей по Южному федеральному округу - Ростовскую область и Краснодарский край. Ростовская область за последние 10 лет более чем в два раза сократила валовый сбор зерновых, в то время как в Краснодарском крае спад составил менее 20 процентов и, постепенно преодолевая кризис, там выращивают по 6-7 миллионов высокосортного зерна. Поэтому не случайно, что ростовчане вынуждены закупать молочную, мясную продукцию, другие виды продовольствия у своих соседей. Или взять строительство жилья. Ростовчане, несмотря на "бодрый" рапорт областного руководства, сейчас строят его на треть меньше, чем до начала "реформ", а краснодарцы ежегодно реально увеличивают этот показатель. Это лишь частные примеры. Но такая ситуация характерна и для других регионов. Однако должного анализа причин подобного явления ни со стороны правительства, ни со стороны президентских структур (полномочные представительства в федеральных округах) и выработанных на этой основе конкретных управленческих предложений на этот счет, увы, до сих пор не последовало.

Глубоко убежден, что многие беды и проблемы в регионах связаны с некомпетентностью стоящих у "штурвала" руководителей, отсутствием у них должных навыков управления. Единственным пока способом смены дискредитировавшей себя региональной власти остаются выборы, на которых народ выносит ей свой вердикт. Прошедшие в последнее время выборы глав субъектов Российской Федерации показали, что федеральный Центр зачастую оказывает поддержку кандидатам по принципу их политической лояльности, а не по результатам конкретной хозяйственной, экономической деятельности руководителей, их управленческим навыкам, способности вывести регион из прорыва.

Наиболее противоречивыми, и, на мой взгляд, не до конца продуманными законопроектами, внесенными правительством, являются те из них, которые напрямую затрагивают интересы большинства наших сограждан. Речь идет о законодательных инициативах по пенсионной реформе, Трудовом кодексе, ну и, конечно, о самом важном - Земельном кодексе. Не вдаваясь пока в детальную полемику с авторами и сторонниками указанных документов по сути их содержания, хочу лишь обратить внимание на колоссальное количество вопиющих нарушений регламента Государственной Думы и действующего законодательства, допущенное при "силовом продавливании" этих актов через Госдуму.

А ведь печальный опыт прошедшего десятилетия "кардинальных экономических реформ" убедительно доказал - чем активнее желание как можно быстрее отрапортовать о проведении преобразований, тем острее их негативные социально-экономические последствия. Однако нас сегодня пытаются уверить, что ничего страшного не происходит. Что в случае с Земельным кодексом, например, все недостатки правительственного проекта можно исправить отдельным законом о регулировании рыночного оборота сельскохозяйственных земель. Но вся сложность ситуации заключается в том, что до момента принятия такого закона (а мы уже хорошо знаем, что разрабатываться и "проходить" через Федеральное собрание он может годами) оборот пахотных земель не будет регулироваться никаким нормативным правовым актом - следовательно, полностью отдается на откуп бюрократам. При этом надо учитывать, что закон, как известно, обратной силы не имеет и мы реально рискуем тем, что лучшие участки земли, которая, например, у нас в Ростовской области не просто место для жизни, а основа для существования четырех с лишним миллионов человек, уйдут за гроши и навечно. Коренное население, представляющее в своем большинстве "вольное" казачество, практически лишится реального права хозяйствовать на земле. Одним словом, повторяется печальная история со знаменитой ваучерной приватизацией, когда именно пробелы в действующем в тот период законодательстве дали возможность создать сотню-другую крупных состояний за счет ограбления десятков миллионов наших сограждан.

Надо отдать должное исполнительной власти в том, что, справедливо опасаясь полного развала коммунальной инфраструктуры, у нее хватило ума "притормозить" непродуманную реформу ЖКХ, несущую большинству наших сограждан огромные убытки, по сравнению с которыми Приморские веерные отключения покажутся детскими забавами. Но в случае с землей - либо дальновидности исполнительной власти не хватает, либо финансовые интересы вовлеченных в эту проблему "действующих лиц" настолько велики, что законодательное оформление передела только ускоряется.

Иными словами, власть (или некоторая часть власти) готова на новый эксперимент с собственностью, со всей очевидностью ведущий к новому социальному расслоению и раздуванию градуса напряженности в обществе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
524
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
650
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
549
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
452

Другие новости