Президент России внимательно следит за борьбой между министром обороны и начальником Генерального штаба.
КАК УЖЕ сообщалось ранее, 13 июля в ходе посещения Главкомата Сухопутных войск министр обороны РФ Сергей Иванов сообщил о серии кадровых перестановок в руководящем звене российского военного ведомства. Командующим войсками Московского военного округа назначается генерал-полковник Иван Ефремов, до этого занимавший должность начальника Главного управления кадров Минобороны России. Начальником ГУКа стал генерал-лейтенант Николай Панков, до этого - начальник Управления делами Министерства обороны, а еще ранее - начальник аппарата Совета безопасности. Главное управление международного военного сотрудничества МО РФ возглавил генерал-лейтенант Анатолий Мазуркевич, занимавший должность начальника Управления внешних сношений Минобороны. Министр отметил, что прежний начальник ГУМВС генерал-полковник Леонид Ивашов указом президента освобожден от занимаемой должности и выведен в распоряжение министра обороны.
Очевидно, что нынешние кадровые решения не случайны, они тщательно подготовлены и хорошо продуманы. Ясно также, что все перестановки предварительно прошли обсуждение в ходе встреч между президентом и министром обороны. Однако подробности так и не вышли за пределы рабочего кабинета Владимира Путина. Можно лишь с уверенностью утверждать, что инициатором последних назначений и отставок стал сам Сергей Иванов, получивший от Верховного главнокомандующего карт-бланш не только на проведение реформы Вооруженных сил страны, но и на осуществление соответствующей кадровой политики.
На фоне прошедших перестановок отставка генерал-полковника Леонида Ивашова - во многом знаковой фигуры в высших эшелонах российского военного ведомства - стоит особняком. Как утверждают источники "НВО", Сергей Иванов в прощальной беседе с генералом дал понять, что сделал для него максимум возможного. ГУМВС сохраняется, однако руководить там будет другой человек. Министр предложил Ивашову выбор: отправиться главным военным советником в Сирию или же стать первым заместителем начальника Штаба по координации военного сотрудничества государств - участников СНГ. Первое предложение можно охарактеризовать как заведомо неприемлемое. Попросту говоря, уровень не тот. Второе же в принципе интересно, но может оказаться непроходным, учитывая, что против него способны выступить Тбилиси и Баку. Активно развивая партнерство с США и НАТО, политическое и военное руководство Грузии и Азербайджана относится к Ивашову настороженно.
Ивашов возглавил Главное управление международного военного сотрудничества в 1996 г. Под его руководством ГУМВС в короткий срок становится одним из важнейших центров принятия решений в МО РФ. По сути дела, с 1996 по 2001 г. оно отвечало за разработку и проведение в жизнь международной политики российского военного ведомства.
В качестве безусловной заслуги Леонида Ивашова отметим, что он сумел поднять на принципиально новый уровень международные контакты российского военного ведомства, обеспечив тем самым соблюдение интересов Москвы в ключевых регионах мира. Ряд зарубежных визитов маршала Сергеева, подготовленных Ивашовым, завершился подписанием соглашений, позволивших уменьшить военную активность иностранных государств, граничащих с Россией. Пика же своей популярности в армии и обществе Леонид Ивашов достиг в 1999 г., в дни агрессии НАТО против СРЮ. Его бескомпромиссная позиция, предельно откровенные и жесткие оценки событий, происходящих на Балканах, сделали генерала широко известным как в России, так и за рубежом.
На определенном этапе размах деятельности ГУМВС, рост влияния этого управления и авторитета его руководителя стали вызывать серьезное беспокойство сначала у шефа ГРУ Валентина Корабельникова, а затем и у его непосредственного начальника Анатолия Квашнина. Они увидели в Ивашове опасного конкурента, к тому же ставшего правой рукой у Сергеева. Начались интриги. В конечном итоге их суть свелась к двум предложениям, которые активно лоббировал Квашнин. Первое - ликвидация ГУМВС как самостоятельной структуры с передачей основной части его функций ГРУ и частично - ГОУ.
Второе - отставка Леонида Ивашова при сохранении ГУМВС и назначение вместо него представителя военной разведки.
В конечном итоге Ивашова заставили покинуть Министерство обороны. Однако, будучи кадровым сотрудником спецслужб, Сергей Иванов предпринял многоходовую комбинацию. Очевидно, что время для жесткого разговора с Квашниным пока не наступило. Министр еще только входит в курс дела. Освоение новой специфики требует времени плюс необходимость ежедневного принятия решений, цена ошибки в которых может обернуться катастрофическими последствиями для армии и государства. Объективно Сергею Иванову достался крайне тяжелый участок работы, а с практическими аспектами руководства Вооруженными силами он ранее не сталкивался. Поэтому, прежде чем начнется атака на Квашнина, которая будет внезапной, министру необходимо расставить своих людей, одновременно "задвинув" квашнинских фаворитов.
Формально Сергей Иванов пошел навстречу пожеланиям начальника Генштаба, удалив Леонида Ивашова от дел. Но взамен министр существенно укрепил свои позиции, сделав начальником Главного управления кадров (а это ключевая должность в МО РФ) свою креатуру - генерал-лейтенанта Николая Панкова. Перемещение генерала Ефремова с кадров, где тот просидел всего три месяца, на Московский военный округ свидетельствует о стремлении Сергея Иванова удержать в своих руках кадровую инициативу и ни в коем случае не уступить ее Квашнину. Теперь Иванов полностью поставил под свой контроль процесс кадровых перестановок не только в центральном аппарате, но и на местах. Отныне ни одно важное назначение не может состояться без личной санкции министра. Заодно кандидатов как следует проверят на лояльность.
Отметим, что ГУМВС сохранено как самостоятельная структура, а во главе управления встал генерал-лейтенант Анатолий Мазуркевич, который своей дальнейшей карьерой будет обязан только Иванову. По учетам западных спецслужб Мазуркевич проходит как кадровый сотрудник ГРУ, создавший за годы своей работы за границей эффективную агентурную сеть на североамериканском континенте, до сих пор не раскрытую американской контрразведкой и продолжающую успешно функционировать. Не случайно, когда несколько месяцев назад решался вопрос о назначении Мазуркевича на должность атташе во вопросам обороны при посольстве России в США, ФБР подняло вой. Вопрос докладывался лично президенту США. Американцы пришли к выводу, что направление Мазуркевича в США имеет целью резко активизировать деятельность российской военной разведки на территории Соединенных Штатов в преддверии начала работ по развертыванию НПРО.
В перспективе Анатолий Мазуркевич - самая удачная кандидатура на пост начальника ГРУ. Помимо безусловных личных заслуг на "невидимом фронте" он пользуется поддержкой в аппарате ГРУ, где многие находятся в оппозиции к Валентину Корабельникову, который никогда не был связан со стратегической агентурной разведкой. Правда, в последнее время активно циркулирует информация, что Сергей Иванов подыскивает Корабельникову замену из числа своих бывших сослуживцев в СВР.
Нет сомнений, что кадровые перестановки в Минобороны будут продолжены. Важно только, чтобы они не являлись самоцелью, а служили интересам успешного проведения намеченных преобразований в ВС РФ.