-ВАЛЕРИЙ МУХАМЕДОВИЧ, сегодня у региональных лидеров нет единства мнений относительно договорных отношений между Центром и регионами. Одни считают, что договоры необходимо отменить, другие именно в них видят основу федерализма, третьи утверждают, что их можно сохранить, если они не противоречат Конституции. К какой группе вы себя относите?
- Я причисляю себя к компромиссному варианту.
- Вам не кажется, что действующие сейчас договоры себя полностью исчерпали?
- Они были мощной основой Конституции. Но я считаю возможным пересмотреть их. Договоров может и не быть вовсе, если Конституция предоставляет субъектам Федерации полномочия для реализации имеющихся у них особенностей. Можно разработать такой Основной закон, который учитывал бы интересы всех регионов.
- Члены кремлевской комиссии по разграничению полномочий считают, что договоры должны регламентировать то, что не записано в Конституции, федеральных законах, указах президента и постановлениях правительства. Что же тогда останется?
- Я пока не готов ответить, какие именно полномочия будут прописаны в договорах. Главное, в них должны учитываться интересы и особенности национальных республик. То, что обусловлено историческими условиями бытия, менталитетом и культурой проживающих там народов, необходимостью обеспечения согласованной жизни разноязыкого населения этих республик.
- То есть у национальных республик должен быть особый статус и особые претензии к Центру?
- Я бы не говорил об особых претензиях. В правах гражданина, в экономических отношениях с Центром, безусловно, все субъекты должны быть равны. Но в республиках есть свои особенности.
- Если бы договоры уже заключались, что бы вы туда как президент республики записали?
- В первую очередь, что ни один из субъектов Федерации никогда не будет предпринимать никаких деяний, направленных на разрушение России. Это - главное. А в остальном в Федеративном договоре должны быть обозначены права субъектов для реализации их особенностей. Например, в моей маленькой республике даже телевещание надо разделить поровну на троих: русских, кабардинцев и балкарцев. То же самое с газетами, театрами... Я должен обеспечить языковое равноправие - у нас получается три государственных языка. В связи с этим возникают особенности в системе образования. Даже в принципах самоуправления моя республика отличается от мононациональной области или края. Я не считаю договоры панацеей от всех проблем.
- Вы не опасаетесь, что комиссия Дмитрия Козака в каком-то смысле может стать ликвидатором договорных отношений?
- Я думаю, что эта комиссия создана своевременно. Нужно четко определить, какие полномочия однозначно относятся к Центру, а какие - к субъектам. Настало время решительно сократить число предметов совместного ведения. Вместе с тем необходимо определиться в отношениях субъектов и Центра к заключенному в свое время Федеративному договору и подписанным впоследствии двусторонним договорам. И, видимо, в итоге работы комиссии будет вынесено предложение российскому парламенту и президенту об изменении Конституции. А в связи с этим, наверное, и об отношении к Федеративному договору.
- Считаете ли вы, что конечной целью административной реформы станет выравнивание статусов всех регионов?
- Я не считаю нужным стремиться к тому, чтобы выстроить все субъекты Российской Федерации в одну шеренгу. Регионы различаются не по правам человека, а по иным показателям культурного и экономического развития. А целостность страны должна быть обусловлена основополагающими принципами строительства федеративного государства.
- Вы не думаете, что в основе разговора о пересмотре федеративных отношений лежит в первую очередь финансовый вопрос?
- Я не считаю, что это основная причина, хотя тоже достаточно серьезный аргумент. У меня сегодня оснащенность жителей основными фондами в 3,7 раза ниже, чем по России. А по сравнению с отдельными субъектами - в десятки раз. Понятно, что бюджетные отношения Центра к моей республике должны несколько отличаться от тех, у кого этих фондов в избытке.
- У вас как у президента республики есть какие-то претензии к Центру?
- Есть немало накопившихся пожеланий, и я искренне надеюсь на плодотворную работу комиссии Козака. Стержень федерализма должен всемерно шлифоваться и укрепляться всеми уровнями власти.