0
979
Газета Политика Интернет-версия

07.07.2001 00:00:00

Две "горизонтали": Союз союзов и Демократическое совещание

Виктор Шейнис

Об авторе: Виктор Леонидович Шейнис - член бюро Центрального Совета "ЯБЛОКА".

Тэги: демсовещание, демократия, союз


В СЕРЕДИНЕ июня были сделаны две попытки построения "горизонтальных" общественных структур - объединения существующих организаций: в одном случае по замыслу Кремля, в другом - по инициативе "ЯБЛОКА". На первый взгляд это события одного ряда. На деле они своей контрастностью оттеняют противоположные по сути процессы, происходящие в нашей общественной жизни.

Имитация демократии потребовала имитации гражданского общества. Несколько известных граждан, прославившихся на неполитических поприщах (космонавт, спортсмен, музыкант, кинорежиссер и артист) и менее известные представители садоводов, филателистов, бардов и др., собравшись в Кремле, заявили о намерении собрать в ноябре конференцию Союза союзов. Значимость этого мероприятия была подчеркнута участием в нем президента, да и выразительным самоназванием, запечатленным в исторической памяти. Союзом союзов в 1905-1906 гг. называлось объединение общественных структур, появившихся в России на волне первой русской революции, - профессиональное по форме, политическое по содержанию, прообраз нарождавшихся политических партий.

Парафраз Гегеля-Маркса: исторические события свершаются как бы дважды - сначала в виде трагедии, а затем - фарса, не сходит со страниц политической публицистики. То, что происходило в Кремле, - акция вполне фарсовая. Государство не останавливается на формировании для себя и под себя "партии власти". Теперь оно еще подверстывает институты, которые призваны представлять - а по сути замещать - гражданское общество - "великое общество", по выражению президента.

В фарсе, комедийном жанре раннего западноевропейского театра, не было ничего плохого. Генетически, как известно, он был связан с протодемократическими слоями средневекового общества, был обращен - в противовес строгой религиозной обрядности - к частной жизни человека, развлекая и высмеивая то, что заслуживало осмеяния. Нынешний фарс иного рода.

Претендуя на серьезность и значимость, он, по сути, выступает субститутом гражданской инициативы и восходит к приснопамятным "съездам колхозников-ударников", "встречам руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства" и т.п. Конечно, с поправкой на время: создается не механический "одобрямс", а структура, также и лоббирующая известные групповые и профессиональные интересы, но создается она не на уровне общественной самоорганизации, "корней травы", а по инициативе, замыслу и чертежам власти. В отличие от Союза союзов начала прошлого века это псевдополитическая организация, псевдоинститут гражданского общества, алчущий покровительства и потому едва ли способный оппонировать власти по главным вопросам. Его место - в том же ряду, где уже выстроились "Медведь" с союзниками и "Федерация" в верхней палате парламента.

Совсем другое дело - Демократическое совещание, не удостоившееся, понятно, знаков внимания со стороны власти и довольно скептически оцененное ангажированными ею СМИ. В их комментариях подчеркиваются слабость, разнородность и несоединяемость представленных на совещании организаций. И то, и другое, и третье в известной степени верно, но преобладающая тональность обсуждения: объединяться - не объединяться - вообще лишена смысла. Чтобы занять свое место под нашим политическим солнцем, сыграть свою роль в формировании гражданского общества, Демсовещанию и вошедшим в него организациям предстоит немало потрудиться. Пока что сделана заявка, и только время покажет, насколько она обоснованна.

Демсовещание правильно сориентировало свою работу на то, что объединяет, а не разъединяет его участников, и единогласно утвердило Меморандум о взаимопонимании. Обозначив согласие по вопросу, находящемуся на острие ведущихся ныне споров - о "приоритете прав личности перед интересами государства", участники совещания выделили 11 "наиболее важных проблем", подлежащих обсуждению. Проблемы эти, как нетрудно заметить, фиксируют те взрывные вопросы, в которых интересы общества сталкиваются с опасными склонениями, обозначившимися в последнее время в политике государства: свобода слова и независимость СМИ, экология, переход к профессиональной армии, война в Чечне и т.д.

Демократическому совещанию как координационному органу, призванному осуществлять "сближение точек зрения по наиболее важным вопросам", - будем смотреть на вещи трезво - предстоит пройти ряд серьезных испытаний и прежде всего испытание на прочность.

Во-первых, в его состав вошли как политические партии, так и правозащитные организации. Хотя в общественной жизни их роль различна, необходимо преодолеть утвердившееся с легкой руки некоторых политологов и журналистов противопоставление политики и правозащитной деятельности. На деле демократическая политика немыслима без правозащитного компонента (и противостояния, весьма жесткого оппонирования государству, когда оно права граждан нарушает), а собственно правозащитная деятельность малоэффективна без опоры на политические структуры (что предполагает, в частности, участие в политической жизни и прямую поддержку дружественных партий на выборах).

Во-вторых, надо решить непростую задачу преодоления былого отчуждения между наиболее влиятельными демократическими партиями - "ЯБЛОКОМ" и организациями, вошедшими в СПС (и теми, кто вышел из него), отчуждения, в которое обе эти силы внесли свой вклад. Каждая из них имеет недолгую, но собственную историю, свою идеологию и политические приоритеты и более или менее устоявшийся электорат. Их слияние в единую организацию не представляется ни реалистическим, ни разумным решением. Существует, однако, много других форм взаимодействия, а от большевистской манеры видеть главного врага в том, кто политически наиболее близок, давно настала пора избавиться. Отдельно стоит проблема реализации политического потенциала демократических партий и движений, не представленных в Думе.

В-третьих, надо реалистически оценивать масштабы задач, стоящих перед демократами, и вероятные исторические сроки их реализации. Сроки эти не могут быть короткими, как казалось на рубеже 80-90-х годов. Их не следует привязывать к результатам ближайших выборов. На данном историческом этапе важно сохранить, расширить самостоятельный демократический фланг, не подчиненный государственной власти, в существующем раскладе сил. Не дать затоптать фитильки гражданского общества. Перекинуть мост от взлета перестроечных и постперестроечных надежд к подлинно демократической России, которая утвердится, к сожалению, не завтра. Не больше. Но и не меньше.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1185
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
732
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1431
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1391

Другие новости