0
1005
Газета Политика Интернет-версия

23.06.2001 00:00:00

Валерий Шанцев: партийные списки - угроза демократии

Тэги: шанцев, политика, партия, фракция, отечество


-Валерий Павлинович, сейчас в Мосгордуме вносятся поправки в Устав города. Сначала депутаты предложили сделать вашу должность назначаемой, а потом вновь избираемой. Скажите, это связано с давлением правоохранительных органов?

- Я готов с любым юристом прочитать закон об основах местного самоуправления, на который ссылается прокуратура. У нас каждый читает закон так, как ему удобно. Говорят, что в законе написано о выборности должности "только" первого лица, а там не написано "только". Там написано, что должность первого лица выборна. В статье об органах местного самоуправления или об органах исполнительной власти написано, что в систему входит исполнительный орган власти, управляемый высшим должностным лицом. Следующая статья: высшее должностное лицо избирается. Почему в этой статье должно быть написано, что избираются все остальные, если речь идет в этой статье только о высшем должностном лице? Дальше идет статья о досрочном прекращении полномочий: в случае временного неисполнения высшим должностным лицом полномочий в уставе субъекта РФ должно быть поименовано должностное лицо, которое исполняет обязанности первого лица. Все, больше ничего нет. Следующая статья: основы деятельности высшего исполнительного органа, в состав которого входит и само первое лицо, и все его заместители, в том числе и лицо, которое должно в случае временного отсутствия исполнять. Там сказано, что название этого органа, его структура, порядок его формирования определяются Уставом субъекта РФ в соответствии с традициями субъекта РФ. Там по-русски все написано.

Поэтому если местный законодательный орган решит, что в Уставе будет эта должность выборная, а другая - назначаемая (можно было бы выборным сделать и весь исполнительный орган и не было бы противоречия абсолютно), это будет соответствовать традиции субъекта РФ. У нас традиция - десять лет мэр избирался вместе с вице-мэром. Я не вижу здесь ни малейшей зацепки для оспаривания этого решения. Во-первых, протест прокуратуры не является для нас побудительным актом, чтобы все менять. Во-вторых, решение должен принимать суд. Я консультировался со многими юристами: у суда нет никакой перспективы отменить эту норму, абсолютно никакой перспективы, нет даже малейшей зацепки.

- Вы являетесь членом "Отечества", скажите, готовится ли ваша политическая организация к предстоящим выборам в Мосгордуму, к появлению там представителей нынешней партии власти "Единства"?

- Наша точка зрения давно известна: мы против политизации Мосгордумы, против фракций и фракционной борьбы, против голосования не с точки зрения избирателя, а с позиции партийной дисциплины. Ведь когда идет политическая борьба, тогда как раз и ломается нормальная хозяйственная структура, потому что экономика очень зависит от политики.

Мы бы этого не хотели, потому что у нас в России достаточно трибун для политической борьбы. Если мы еще в каждом городе устроим политическое бодание, то страдать от этого будет только население. Я равным образом уважительно отношусь к депутатам, которые входят в СПС, в "ЯБЛОКО", в "Отечество", в "Единство". Когда говорят, что наша сильная организация московского "Отечества" может выставить кандидатов в депутаты во всех округах, я согласен. Но вряд ли это нужно делать, потому что в ряде округов есть действующие депутаты, которые уже себя хорошо зарекомендовали. И не важно, что они сегодня находятся, скажем, в СПС, а на политической арене "Отечество" с СПС вроде бы соперники или противники. Нам бороться надо не с идеями, а посмотреть, насколько квалифицирован состав депутатов. И это наша главная цель.

- Хотя вы и выступаете против фракционности в городских законодательных собраниях, однако в Госдуме сейчас находится законопроект Надеждина-Игошина, закладывающий основу для формирования пропорциональной системы выборов в законодательные собрания регионов...

- Этот шаг был ожидаем. Я думаю, это связано с тем, что та же самая КПРФ длительное время не может попасть в Мосгордуму. А если введут партийные списки, то попадет. Я думаю, что здесь как раз нарушается демократический принцип. Мы как бы навязываем избирателям Москвы какую-то пропорцию от кого-то свыше. Хочешь - не хочешь, но хоть один человек должен пройти по этим партийным спискам. Я думаю, что это не украсит думу и не поможет ей конструктивно работать. Есть человек, за плечами которого реальная жизнь, реальная работа, в том числе в Мосгордуме, в других общественных организациях, - покажи себя и получи поддержку. Есть партия, которая работает в России, есть ее структура в Москве, и завоюйте хоть все места в этой Думе, причем здесь пропорция? На мой взгляд, это уже пройденный этап, я достаточно уже поработал в КПСС, прекрасно знаю, какие большие возможности были у Компартии, как и почему она не использовала эти возможности.

- А как вы оцениваете предложение депутатов Мосгордумы мэру ежегодно отчитываться перед ними?

- Есть две ветви власти - законодательная и исполнительная, и каждая власть формируется прямым тайным голосованием. А раз власть избирается населением, то власть отчитывается перед населением. Существует другая схема, когда население избирает законодательный орган, а потом из состава законодательного органа избирается исполнительная власть. Вот тогда получается такая схема, какая предлагается законодателями. Сегодня закон не позволяет этого сделать, хотя в практической жизни это происходит регулярно. Мы встречаемся с депутатами, рассказываем им о наших программах, формируем и защищаем наши предложения по бюджету, докладываем им об исполнении бюджета, и контрольно-счетная палата, формируемая законодательным органом, систематически нас проверяет. Поэтому нельзя сказать о том, что законодательная власть никак не влияет на деятельность исполнительной власти. И формальный отчет ничего еще не значит, главное в том, как они сотрудничают каждый день, каждую неделю, каждый месяц.

- Возможно, инициатива депутатов Мосгордумы связана с заявлениями представителей Следственного комитета при МВД РФ о коррумпированности московской власти.

- Я считаю, что каждый должен делать свое дело. Если Следственный комитет возбуждает какое-то уголовное дело, то зачем об этом сообщать с момента возбуждения? Надо довести следствие до конца, предъявить обвинение, передать в суд, суд определит меру наказания. Здесь же все делали наоборот: сначала публиковался какой-то материал, а потом уже начиналось следствие. Все это привело к плачевному результату даже с точки зрения следственной практики, потому что самое главное - это тайна следствия и даже тайна возбуждения дела. Ведь если человек знает, что его начнут проверять, он же соответствующим образом отреагирует и потом труднее будет предъявить ему обвинение.

Московское правительство не утверждало Швидкина в должности начальника ГУВД, не соглашалось по вопросу освобождения Куликова, министр настаивал на снятии одного и на утверждении другого. Видимо, когда шла стыковка этих вопросов, каждый пытался использовать свои рычаги - министерство свои, а правительство Москвы свои рычаги. Мы обращались в правительство, к президенту. Но сейчас, по-моему, этот вопрос разрешился. Тех, кто настаивал, уже нет, да и Швидкин теперь в отпуске и работать не будет. В общем, проясняется ситуация.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
904
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1124
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1029
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1016

Другие новости