0
888
Газета Политика Интернет-версия

19.06.2001 00:00:00

Кадровая стратегия президента - пять:четыре в пользу "старой" команды

Тэги: путин, правительство, реформа, перестановка


путин, правительство, реформа, перестановка Рисунок Вадима Мисюка

ХОТЯ обещанные изменения в правительстве, как дал понять премьер-министр Михаил Касьянов, с назначением двух новых министров только начались, уже можно судить о характере последующих кадровых решений президента.

Достаточно проследить, кто пришел при Путине к власти и как перемещался по карьерной лестнице за прошедший год его президентства, чтобы обнаружить четкую систему в кадровой политике главы государства. Если оставить за скобками некоторые пертрубации в администрации президента, скорее связанные с внутренним выстраиванием этой структуры, а также "внедрением" в нее полпредов, получается довольно четкая картина. Отсчет можно вести с назначения Георгия Кутового на пост председателя Федеральной энергетической комиссии. Это решение президента помимо состоявшейся в том же феврале 2001 года отставки министра энергетики Александра Гаврина открыло процесс формирования исполнительной власти, что называется, по собственному усмотрению президента.

Георгия Кутового между тем нельзя отнести к числу людей Путина или новой питерской команды. О его возможном назначении на этот пост говорили еще чуть ли не два года назад, но в то время у его кандидатуры нашлись такие сильные противники, как Анатолий Чубайс, креатура которого тогда занимала должность председателя ФЭКа.

Следующим был экс-губернатор Приморья Евгений Наздратенко, получивший после энергетического скандала должность председателя Госкомрыболовства. Евгений Наздратенко, что называется, тоже не "питерский", он - из "старых".

Далее последовала череда чисто путинских назначений. Сергей Иванов стал министром обороны, Борис Грызлов возглавил МВД, а Александр Румянцев сменил Евгения Адамова на посту министра по атомной энергии. Правда, Александр Румянцев является человеком Путина лишь опосредованно. Его назначение пролоббировал вице-президент РАН академик Евгений Велихов, который тесно связан с нынешним президентом.

"Старая" команда в мартовских "рокировочках" получила лишь отступную. Михаил Фрадков, долгое время работавший в правительстве, а при Путине обосновавшийся в Совбезе, возглавил налоговую полицию. И то своим постом он обязан члену президентской команды Сергею Иванову, с которым, как утверждают источники "НГ", у него сложилось полное взаимопонимание в период совместной работы в Совбезе. В чистом виде "старый" Владимир Рушайло получил пост секретаря Совбеза и, как комментировали эксперты, тем самым сильно понизил роль этого органа, при Сергее Иванове являвшегося одним из немногих центров принятия политических решений.

Внеправительственное, но оттого не становящееся менее значимым назначение - замена руководителя "Газпрома". Президент поставил во главе крупнейшей компании России "своего человека" Алексея Миллера. А два последних назначения не принесли новых имен. Виталия Артюхова, возглавлявшего в 1996-1997 гг. Госналогслужбу в ранге вице-премьера, затем Федеральную дорожную службу, а после этого являвшегося замминистра транспорта, поставили руководить Минприроды. Игорю Юсуфову, экс-гендиректору Российского агентства по государственным резервам, отдали на откуп Минэнерго. Сам Владимир Путин, комментируя последние перестановки, четко дал понять, что эти назначения - на совести премьер-министра.

Математические итоги кадровой политики президента практически "симметричны": пятеро назначенцев из "старой" команды, четверо - из "новой", а один - Фрадков - хотя и из "старой", но, что называется, присягнувший на верность "новой" команде. Впрочем, численное сходство не исключает существенных качественных различий при распределении должностей. Основные силовые ведомства, а также серьезные финансовые ресурсы в лице "Газпрома" достались питерцам. Менее "хлебные места" получили представители "старой" команды, хотя и они, в общем-то, объемами контролируемых финансовых потоков обделены не были. Подтверждением тому может служить вчерашнее заявление вице-премьера Виктора Христенко во время представления коллективу Минэнерго Игоря Юсуфова о том, что функции возглавляемого им ведомства могут быть расширены.

Впрочем, появление в правительстве Игоря Юсуфова помимо всего прочего дает представление и о дальнейшей судьбе всего вице-премьерского корпуса. Виктор Христенко благополучно избежал "понижения" до министра энергетики и имеет очень высокие шансы сохранить свой пост в новой структуре правительства. Равно как и Валентина Матвиенко, чье присутствие в кабинете министров во многом оправдывает пиар-эффект, производимый женщиной - вице-премьером, по своим функциям обязанной заботиться об "униженных и оскорбленных". И снова в корпусе зампредов правительства возникает численное равенство "старых" и "новых". По последним данным, которые, впрочем, предстоит подтвердить или опровергнуть президенту своими указами о перетряске правительства, в кабинете министров будет четыре вице-премьера: помимо вышеуказанных замещать Михаила Касьянова будут сразу два питерца - Алексей Кудрин и Герман Греф. Таким образом, как и в случае с уже состоявшимися за год назначениями, ключевые должности достанутся "новой" команде. Макроэкономика на уровне вице-премьеров практически полностью по этой схеме отходит питерцам: стратегия, вся финансовая часть и, возможно, значительный кусок промышленности подпадают под кураторство Кудрина и Грефа с расстановкой соответствующих фигур на министерства и ведомства.

"Старым" из лакомых кусков достается, пожалуй, лишь ТЭК. Да и то с определенными оговорками. Электроэнергетикой "владеет" Анатолий Чубайс, хоть и близкая к питерцам, но совершенно политически самостоятельная фигура, а за газовую сферу теперь отвечает Алексей Миллер, имеющий прямой доступ к президенту. Нефтяники же - люди вообще необычные. С ними в последний год у кабинета министров возникало немало сложностей, и у "нефтянки" достаточно собственных и финансовых, и лоббистских возможностей, чтобы при желании гасить "необузданные" правительственные порывы.

Так или иначе, но Владимир Путин, несмотря на разного рода ожидания расставаний со "старой" командой после года его президентства, следует старому принципу формирования исполнительной власти по системе сдержек и противовесов. (Правда, в отличие от ельцинской эпохи в структуру правительства не закладывается прямых личностных конфликтов между чиновниками.) Численный баланс "новой" и "старой" команд сохраняется. Но "старая гвардия" все-таки вытесняется, хотя очень медленно, "без революций", как, собственно, и обещал президент.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1052
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1693
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1538
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2894

Другие новости