В ходе перестроечных и реформаторских завихрений и пертурбаций в России образовалось множество пустот в самых разных сферах жизни - в геополитике, экономике, идеологии, правовой сфере, государственном строительстве... К неизбежности этих пустот как-то притерпелись, они стали органической составляющей нашего ландшафта. Однако природа не терпит пустоты. И совершенно естественно, что заполняются эти "ниши", в отсутствие целенаправленной политики, самым причудливым образом, первым подвернувшимся, подчас негодным материалом.
Одна из действительно серьезных проблем нашего общества - "образ положительного героя", который наконец-то оказался по-настоящему востребован после десятилетия отрицания, развенчивания, пропаганды индивидуализма под маской поиска индивидуальности. Эта проблема - во многом определяющая для ориентации нашего общества, выбора его генерального вектора развития. Причем очевидно, что этот образ "героя нашего времени" должен быть не похож на ранее предлагавшиеся типажи - его еще предстоит сконструировать. На первых порах естественным местом формирования и действия этого героя может оказаться виртуальное пространство, теле- и киноэкран. Примерно так же в годы Великой Депрессии героев будущей Америки творили сначала в павильонах Голливуда - чтобы потом они полноправно вошли в реальную жизнь. Однако вот что настораживает в применении к нынешней российской ситуации. Стоит кому-то взяться за эту проблему в нашем Отечестве - и он сразу рискует быть записан в конъюнктурщики, создатели очередной "русской клюквы". А между тем "настоящий герой" стране и обществу очень нужен.
Мы слишком привыкли за эти годы к набору неких "абсолютных истин". Что патриотизм в России - это действительно "последнее прибежище негодяев". Что молодые и не очень молодые россияне видят главный смысл жизни в наживе любой ценой, стремятся набить карманы и съехать куда-нибудь из "этой страны". Что "контора" и прочие "аквариумы" если не делят "золото партии", то цепными псами охраняют секреты зарубежных счетов вельможных ворюг, a вовсе не стоят на страже национальной безопасности. Народ же, сбрендивший на мыльных операх, спивающийся и доворовывающий "достояние республики", уже превратился в люмпена-маргинала, интересного миру только своими уродствами. И здесь много правды - но это не вся правда. Потому что российское общество, хлебнувшее через край за последние десять лет и сильно поумневшее, хочет другой жизни, других примеров для подражания, других героев. Хотя бы на том же экране, поскольку - согласимся с циничными критиками - пока в жизни "так не бывает".
Сегодня, пожалуй, главный "подкорковый" императив российского общества - тяга к справедливости, чести и достоинству, воссоздание величия страны, желание ею гордиться. На экране уже не в моде самобичевание, покаяние. Герои мыльных опер теряют популярность даже у самых верных почитательниц. Отнюдь не решают проблемы Героя и персонажи псевдоисторического, чисто коммерческого лубка. А где же другие герои? Пока, в лучшем случае, мы видим на экране этаких доморощенных борцов со злом, зачастую - с большим злом от имени меньшего зла, из чувства личной мести, угрызений или порывов совести. Это типажи "народных мстителей", "волкодавов", "ворошиловских стрелков", вспомнивших наконец, что "так жить нельзя". Поставленных жизнью "на счетчик", мстящих жизни за ее скотство и беспросветность. А то и симпатичные прохиндеи, "кидающие" прохиндеев несимпатичных и еще менее симпатичных представителей власти - своей и закордонной. Все это, с большим опозданием, списано под копирку у западного кинематографа.
Однако на западном кинорынке, наряду с "благородными одиночками" в кимоно или в крутом ковбойском одеянии, которые, как правило, внесистемны или даже антисистемны, все более оказываются востребованы образы "системных" "хороших парней". От имени общества, государства вносящих порядок в наш расхристанный мир, ведущих борьбу со Злом в лице "плохих парней" и стоящих за ними сил. Причем образ нового "системного" героя с удовольствием примеряют на себя звезды Голливуда, именно под таких героев продюсеры сегодня получают немалые средства.
Вот и на нашем экране стал появляться совершенно иной, "старый-новый" типаж, поведение которого определяют в первую очередь гражданские, государственнические убеждения, идеология, а не только психология и рефлексия. Пример тому - сериал "Парижский антиквар", недавно показанный на ОРТ. Отвлекаясь от художественно-эстетических достоинств сериала, сосредоточимся на его идеологической нагрузке.
В "Антикваре" осуществлена достаточно знаменательная и где-то успешная попытка совместить национально-государственную идеологию новой России с ее новым героем. Этот "новый россиянин" (не путать с самодовольным, "конкретным" и космополитичным "новым русским") убежден, что его страна (а значит, и он сам) не должна проиграть Четвертую мировую войну (пока еще информационно-виртуальную), не должна ее допустить. Что у россиян для этого достаточно мозгов и сил - не только физических, но и нравственных. Что за ним - не только родная "контора". Причем и "контора" вовсе не та, какую нам подсовывали в последнее время - разложившуюся, с корыстными интересами больших и малых начальников, с моралью, приемами и средствами, ничем не отличающимися от повадок выпускников "лесоповальных университетов". И еще наш герой уверен: его не "сдадут", как отработанный материал. В самой экстремальной ситуации за ним стоит Страна, он ее полпред, и он полностью сознает, что и от него тоже зависит, выстоит ли она или провалится навсегда в тартарары.
И еще один момент - "там" нашему "искусствоведу в штатском" помогают самые разные люди, вполне понимая, какую страну он представляет, представителем какой именно профессии является. Кто-то - потому что он благородный симпатяга, посланец великой нации, а не сборища воров и дебилов. Кто-то - помня еще не совсем растрясенное на ухабах реформ и перестроек величие Великой Страны. Кто-то - потому что опасается прогневить временно впавшую в летаргию, но уже пробуждающуюся великую державу. Примечательно, что, как дань традиции, в "Антикваре" Восток и Запад вроде бы (хотя и с шансами на компромисс) расположены по разные стороны баррикад, но это совсем не обязательный прием жанра. Зла в мире хватает с избытком, чтобы с ним сообща бороться, и ось "добро - зло" вовсе не должна и дальше непременно совпадать с осью "Восток - Запад".
Что же, мы, как всегда, опоздали и в этом соревновании с Западом за "системного" героя - не с того ли хихикаем над "Антикваром"? Ведь на наших экранах в кассовых героях первого плана по-прежнему ходят совсем другие персонажи. Которые не доделили, не достреляли, недомстили, недовыплеснули свое презрение к тому несовершенному обществу, что нас окружает. А идущая к нам сегодня с Запада мода на "системного" героя, ставшая там уже практически потребностью общественного сознания, подвергается всякого рода изощренным "тестам на пригодность". Уж очень хочется этого нашего нового героя записать в очередного слугу агитпропа - проявление осколков-рудиментов "тоталитарного прошлого". Ну разве не понимает этот зритель, что его "дурят", что в России не может быть сегодня места "подвигу разведчика", что здесь каждый за себя или поставлен жизнью, борьбой за выживание в такие рамки, когда не до героев? Нет, "далеки они от народа", эти умные и циничные критики-комментаторы-обозреватели. Просчитывающие на компьютерах рейтинги - и делающие фатально ошибочные выводы, проявляющие элементарную близорукость, в том числе и коммерческую.
Хотя давайте согласимся с этими просвещенными циниками, взлелеявшими свои таланты в последние 10-15 лет. Когда думать по-другому было просто неприлично, непрофессионально. Мы перестали мыслить категориями "морально - неморально", "патриотично - непатриотично" и многое от этого потеряли. Да, "системных героев" у нас сегодня не густо - нет точки отсчета, точки опоры, нет системы ценностей, нет Системы. А тот, кто, будучи при власти, пытается что-то выстроить (поскольку альтернатива системе - хаос), делает это пока не очень умело и настойчиво.
Так что же, "место для Героя" и дальше останется у нас вакантным? Ведь именно "системный" герой, способный сказать о России, как говорят о своей родине американцы: "Это моя страна - значит, она права!", все равно будет востребован. Если не властными структурами и кремлевскими идеологами, то самой жизнью.
Вы не хотите, чтобы этот герой был похож на "антиквара в штатском", он для вас слишком односложен? Что ж, продолжайте хихикать над ним. Только не забывайте при этом, что в госфильмофондовских запасниках и в "шедеврах" последнего времени есть совсем другие персонажи, которые всегда могут напомнить о себе.