ПРОЦЕСС приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным, начатый еще в прошлом году, давно миновал стадию простой ревизии нормативных актов. После "вычистки" наиболее вопиющих и устаревших норм региональные власти под давлением прокуратуры и Минюста фактически заново принялись писать базовые правовые акты. А ситуация с Уставом города Москвы показывает, что в каждом отдельном случае процесс коррекции законодательства еще и непременно накладывается на специфику расстановки политических сил внутри региона.
Прокуратура неоднократно требовала устранения расхождений некоторых норм городского Устава, которые касались органов исполнительной власти, а также системы местного самоуправления. Поэтому в мэрии и Мосгордуме вынуждены были начать подготовку необходимых поправок в основной закон столицы, но работа над документом шла чрезвычайно медленно. Так что даже представители движения "Первое свободное поколение", близкие к правым силам, успели подать в суд и выиграть в Верховном суде иск о несоответствии федеральному законодательству закона "О районной управе" (подать в суд на Устав они почему-то не решились). Теперь мэрия поспешно внесла в Мосгордуму поправки в целый ряд законов, регулирующих действия органов власти.
В первую очередь поправки в Устав должны будут снять двойной статус органов власти столицы, которые до сих пор одновременно являются органами и госвласти, и местного самоуправления. Как известно, в Санкт-Петербурге и Москве вся территория субъекта Федерации полностью совпадает с границами города, и многие вопросы, отнесенные федеральным законодательством к компетенции местных органов, являются общегородскими. Именно поэтому уже после принятия федерального закона об общих принципах развития местного самоуправления московские и питерские власти получили право предоставлять своим внутригородским муниципальным образованиям (районам) часть полномочий по выбору городских властей, чтобы сохранить целостность городского хозяйства. Двойной статус органов власти в Москве, безусловно, будет убран: правительство Москвы станет высшим органом исполнительной власти, а должность премьера правительства будет исключена. Как сообщил полпред мэра в Мосгордуме Анатолий Петров, теперь столичная Дума сможет двумя третями голосов выражать недоверие мэру, и тогда мэр и возглавляемое им правительство должны будут уйти в отставку. Правда, и Лужков получит право распускать Гордуму.
Вторым важным нововведением станет объявление районов муниципальными образованиями, причем каждый из них получит право принять свой устав и самостоятельно определить название, структуру и способы формирования органов местного самоуправления. Параллельно разрабатывается и новая схема финансирования муниципальных образований: московские органы госвласти будут передавать полномочия органам местного самоуправления, однако размер финансовых потоков будет определяться в рамках городского бюджета.
Поправки, присланные из мэрии, предлагают непрямые выборы главы районной управы (из числа советников). Однако сейчас обсуждение Устава в управах может привести к тому, что новый глава органа местного самоуправления будет напрямую избираться населением. Именно последний вариант московскими парторганизациями правых и "яблочников" рассматривается как наиболее перспективный. Кстати, если управы поддержат инициативу партийного актива, то выборы новых глав управ могут пройти уже в декабре, одновременно с выборами в Мосгордуму. Между тем по нынешнему плану Лужкова и Мосгордумы районные управы останутся в нынешнем виде вплоть до выборов 2003 г. Правовую базу для деятельности органов местного самоуправления подготовят, возможно, уже к началу следующего года: устав примут в мае, закон о местном самоуправлении - осенью, а вот закон о финансовых ресурсах скорее всего будет обсуждать Мосгордума нового созыва.