0
942
Газета Политика Интернет-версия

24.04.2001 00:00:00

Порядок против
хаоса

Юрий Тихомиров

Об авторе: Юрий Александрович Тихомиров - первый зам. директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук.

Тэги: порядок, власть, администрирование


В КОНЦЕ прошлого года произошел курьезный случай. Жители одного села Омской области направили губернатору, депутату и в федеральный округ, и даже в ООН письмо по поводу плохого водоснабжения. Уже через десять дней пришел первый ответ от... Генерального секретаря ООН. А наши власти? Наверное, этот факт отражает типичные явления в организации управления на всех уровнях - его медлительность и неэффективность.

Действительно, каждый орган, должностное лицо и служащий действуют так, как понимают свои функции. Их усмотрение реально или раздвигает или сужает горизонты деятельности, хотя ее основой должна служить законно установленная компетенция. Но долго не принимается закон о федеральных исполнительных органах. Положения о министерствах содержат 100-150 функций без четкого регулирования видов решений, взаимоотношений с партнерами и ответственности. Должностные инструкции работников - не лучше.

Итак, должна быть нормативная модель, а что же дальше? Тут нужны прежде всего организационные и функциональные процедуры деятельности, которые ее упорядочивают и делают обозримой. Ими должны охватываться основные циклы действий. Пока же их почти нет, к тому же в каждом звене по-своему решают, что и как регулировать. И только закон может придать процедурам обязательность, стабильность и эффективность.

Естественно, возникает вопрос, какие процедуры нужны. В иностранных государствах немало законов об административных процедурах либо для судебного разбирательства, либо для смешанного иерархически-судебного, либо для регламентации элементов работы учреждений. Для нас, пожалуй, оправданы два типа процедур.

Первый - позитивные процедуры, посвященные порядку и способам реализации.

Необходимо прежде всего введение процедур решения функциональных задач. Не всех, конечно, а важнейших. Для отрасли - порядок составления целевых программ, для областей - порядок решения ресурсных и иных комплексных задач в рамках схем управления, которые предусмотрены законом.

Полезны общие правила подготовки и принятия правовых актов. Анализ и определение предмета, виды актов, компетентность, основания и т.п. - вот их содержание. Наш институт предложил после исследований в Нижегородской области такие правила для областного звена, ранее - для одного из министерств. Нужно принять новые правительственные правила о ведомственных актах. Другими словами, общие принципы послужат основой для специфических процедур.

В сфере управления заключается много административных договоров и соглашений - о сотрудничестве, о кооперации средств, о делегировании полномочий. Но, как они составляются, учитываются и выполняются, неясно. И здесь нужны процедуры.

Остается острой задачей упорядочение документооборота и налаживание информационного обеспечения. Быстрый поиск, налаженные информационные отношения и правильное использование нужной информации с помощью традиционных и новейших средств экономят время и позволяют правильно решать задачи и умело действовать в меняющейся ситуации.

Противостоять функциональной суете и "текучке" можно лишь путем правильного планирования работы всех органов. Планы и программы деятельности должны быть не декорацией, прикрывающей реальные дела. Хорошим примером служат ежегодные планы действий Министерства по антимонопольной политике, которые утверждаются после итоговых коллегий. И их последовательно выполняют.

Ритмизации деятельности помогут, несомненно, регламенты работы. Пока их немного, да и готовятся они не лучшим образом. А не стоит ли ввести типовые регламенты работы руководителей, распорядки проведения заседаний коллегий и т.п., приема граждан, клиентов, "часы подписания" документов. Помогут и регламенты взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих звеньев, которые институт готовил в Тверской и Нижегородской областях.

Организация выполнения решений - наше слабое место. Особое внимание надо уделить упорядочению контроля. Сейчас правительство пытается преодолеть такое явление, как множественность проверок предприятий, и упростить, сделать прозрачными их отношения с властями. Но нужен следующий шаг - совершенствование всех контролирующих органов. Тогда можно концентрировать их усилия на главных финансово-ресурсных аспектах деятельности и проверке исполнения законов и иных актов. Да и подумать, не много ли у нас контролеров?

Особого внимания требует работа с общественностью. Создание служб "паблик рилейшенз", пресс-бюро и т.п. ее облегчает. Но глубокий разбор жалоб, заявлений и предложений граждан, предоставление им публичной информации остаются в стороне, хотя это важнейший канал удовлетворения их законных интересов. Нет и новых правил в данной сфере. Более того, вся так называемая общественная работа органов и должностных лиц строится от случая к случаю, в меру их бюрократических пристрастий. А ведь общественное мнение, позиции ученых и специалистов, деловые связи с общественными объединениями должны служить не способом разрядки "социального напряжения", а органичным элементом любой деятельности. Иначе к чему весь демократический пафос?

Как видно, нужна система мер по налаживанию стабильной и эффективной работы государственных и муниципальных органов, должностных лиц и служащих. Качественному повороту здесь могут способствовать разработка и принятие Федерального закона "Об административных процедурах". Закон не будет жестко связывать руки всем, поскольку проложит общее легальное и демократическое русло. Усердие и инициатива чиновников и участие граждан в управлении получат прочную основу.

Такова своего рода позитивная линия направленности административных процедур. Но в реальной жизни встречается много юридических и иных коллизий и конфликтов. Идут острые споры между руководителями. Разные органы с трудом преодолевают разногласия. Граждане все чаще обращаются в суды за защитой своих прав. Сдвиги есть, но все же государственный аппарат пока плохо предотвращает и преодолевает конфликты. И приходится особое внимание уделять развитию коллизионного права, чему посвящен п. "п" статьи 72 Конституции РФ, и введению, в частности, административных коллизионных процедур.

Применительно к нашей теме отметим два аспекта. Один связан с досудебным порядком разрешения разногласий между государственными органами всех уровней и особенно региональными. Дважды соответствующий федеральный закон одобрялся Государственной Думой и отклонялся Советом Федерации. Нужна третья попытка. К тому же и согласительные процедуры по линии президента и правительства могут давать хороший результат.

Другой аспект - формирование в стране административной юстиции и создание административных судов. В самом деле, сегодня немало административных правонарушений рассматривается в судах общей юрисдикции. В арбитражных судах резко увеличивается удельный вес административных споров, которые занимают около 46% в общем объеме споров. Как отмечалось при подведении итогов работы арбитражных судов, в 2000 г. произошло снижение числа "гражданских" споров и на 26% вырос объем административных споров. Это, к примеру, иски к налоговым органам, оспаривание незаконных действий должностных лиц.

Примечательно, что административные дела и административное судопроизводство являются конституционными элементами деятельности нашей судебной системы. Объяснима поэтому инициатива Верховного суда РФ, который внес проект федерального конституционного закона об административных судах. Проект одобрен в первом чтении и сейчас дорабатывается с учетом многочисленных предложений и замечаний ученых и практиков. Его тщательно обсуждали в марте на специальной научно-практической конференции.

Предстоит еще уточнить юрисдикцию административных судов. Речь идет о более полном определении оснований обращений к ним граждан. Не менее важно урегулировать порядок рассмотрения публично-правовых споров между госорганами, между ними и местным самоуправлением. Кто будет возражать, к примеру, против возможности оспаривать акты правительства и министерств?

Вслед за новыми материальными нормами потребуется вводить новые административно-правовые процедуры. Уже есть вариант проекта федерального закона об административном судопроизводстве, хотя лучше бы подготовить кодекс административного судопроизводства. В нем можно отразить такие специфические моменты, как возложение обязанности доказывания на орган или должностное лицо, ускоренное рассмотрение дел, активную роль суда, оценку таких доказательств, как положения об органах и т.п., особую роль экспертов, наконец, особенности видов производств по разным категориям административных дел. И, конечно, предстоит готовить новые кадры судей по этой тематике.

Словом, обилие проблем и неожиданных ситуаций не должно порождать в управлении государственными и местными делами текучку и хаос. Введение административных процедур - это путь к эффективной и демократической деятельности всех властей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
1639
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
1419
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
1335
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
1749

Другие новости