0
1022
Газета Политика Интернет-версия

07.04.2001 00:00:00

Тестирование или экзамены?

Игорь Вольшонок

Об авторе: Игорь Зиновьевич Вольшонок- доктор технических наук, Электростальский политехнический институт.

Тэги: образование, вуз, реформа


РАНЕЕ в московских вузах было 75% иногородних студентов и только 25% москвичей. Сейчас ровно наоборот - 74% москвичей и 26% иногородних. Получается, что элитарные московские вузы - Бауманка, МГУ - строились для Москвы и Московской области, а не для всей России. Такая вот любопытная информация прозвучала недавно из уст министра образования РФ Владимира Филиппова на одной из пресс-конференций, посвященной единому государственному экзамену (ЕГЭ). ЕГЭ, по замыслам разработчиков, должно исправить данный перекос. По словам министра, это только одна из причин для перехода со старой системы сдачи экзаменов на новую. Не секрет, что существует такая проблема, как коррумпированность приемных комиссий в вузах, в конечном счете не позволяющая получить высшее образование детям из малообеспеченных семей. Система единого экзамена поможет исправить и эту ситуацию - тестирования будут проходить не в вузах, а в специально оборудованных классах в разных городах. Кроме того, сегодняшние репетиторы, как правило, готовят абитуриентов к поступлению в определенный вуз. "Гарантия" поступления при этом, по сути, является "скрытой коммерциализацией" преподавательского состава, имеющего влияние в приемной комиссии. С введением новой системы репетиторам придется готовить школьников для сдачи экзамена, то есть повышать общий уровень знаний, что гораздо эффективнее.

Во-вторых, мировая тенденция заключается в неизбежном приближении образовательных услуг к человеку. В США, например, экзамены проводятся на территории абитуриентов, им не нужно никуда ехать, не нужно проходить неимоверное количество выпускных, а потом вступительных испытаний. Это сильно облегчает жизнь и благоприятно влияет на психологическое, да и на финансовое состояние тоже. В России же последний аспект является, пожалуй, решающим. Для якутских семей, к примеру, попытка поступления ребенка в Москву становится просто непосильным бременем, если учесть, что только авиабилет туда и обратно стоит 15 тысяч рублей. ЕГЭ позволит выпускнику школы, никуда не выезжая, послать свои оценки в неограниченное количество вузов страны. "Таким образом, по академическим критериям мы не потеряем способных ребят: лучшие вузы отберут лучших, средние - средних", - это цитата из выступления Владимира Филиппова. Не всем по карману учиться в дорогой Москве. В Министерстве образования готовы решить эту проблему соответствующим постановлением правительства. Оно касается введения помимо академических социальных стипендий для детей из малообеспеченных семей.

Третьей причиной необходимости ЕГЭ можно назвать полное отсутствие в России государственной аттестации знаний учащихся. Итоговые оценки выставляются у нас с известной долей предвзятости. Школьные учителя, как правило, по привычке "заваливают" троечников и "вытягивают за уши" медалистов. Никто не может гарантировать единые критерии оценки знаний учащихся, золотая медаль одной школы может равняться по качеству слабой "четверке" в другой. Результаты же ЕГЭ будут оцениваться независимыми экзаменационными комиссиями, которые летом этого года будут созданы в пилотных субъектах РФ (Мордовия, Чувашия, Марий Эл, Якутия). В состав комиссий войдут представители вузов, школ, а также родители и представители правоохранительных органов. Проверяться работы будут в течение 3-4 дней, причем проверяющие не будут знать имен авторов экзаменационных работ. Оценки, ежегодно получаемые учениками на ЕГЭ, станут объективным показателем качества преподавания каждого учителя и каждой школы и дадут родителям повод для соответствующих выводов.

В этом году в полномасштабном варианте эксперимент по единому экзамену проведен пока не будет. В Якутии и Марий Эл пройдет ЕГЭ только по математике. В Чувашии - по географии, химии и математике. А в Мордовии в качестве экспериментального предмета выбрана биология. Самое главное в рамках этого года - апробировать технологию проведения ЕГЭ. Если эксперимент увенчается успехом на самом тяжелом предмете - математике, то подключить к нему на следующий год другие предметы будет гораздо проще.

Недавно Минобразования провело конкурс на лучшие контрольно-измерительные материалы, а проще говоря, на сами тесты по различным предметам. В финал конкурса вышло более 10 организаций. Надо отметить, что во многом неправильное толкование слова "тест" привело к отрицательному настрою общественности по отношению к единому экзамену. Нельзя сводить систему единого экзамена только к тестам. Английское слово "test" означает лишь проверку и не предполагает обязательный выбор правильного варианта из нескольких предложенных. У тестов будет pазличная модификация. Во-первых, привычные для нас задания или вопросы с наличием нескольких вариантов ответов. Во-вторых, открытые задания, когда ребенку нужно своей рукой вывести формулы, отразить порядок решения задачи и т д. И, в-третьих, необходимо будет написать что-то вроде эссе, т.е. логично изложить свои мысли. Последний тип заданий является до сих пор наиболее сложным, ведь здесь встает вопрос об объективности оценки, поэтому перед разработчиками стоит задача алгоритмизировать выставление отметок во избежание спорных ситуаций.

Работа по формированию тестовой базы идет полным ходом, изучается опыт США, Великобритании, Китая, Казахстана. Созданная электронная база уже содержит более 10 тысяч заданий, из которой компьютер с помощью датчика случайных чисел будет выбирать номера заданий и отсылать их в регионы по каналам ФАПСИ.

Одной из сложных проблем ЕГЭ является защита информации. Существует реальная опасность, что с того момента, как компьютер в Москве определит номера заданий и отправит по первому адресу, у хакеров будет время взломать систему, найти нужные примеры и решить их. Пока предполагается выслать задания в одно и то же физическое время, невзирая на часовые пояса, в будущем для каждого из них будет формироваться свой набор заданий. В этом году во избежание осложнений (все-таки система не обкатана) было принято решение проводить ЕГЭ на бумажных носителях. Но на компьютер все равно придется переходить: это самый быстрый способ передачи информации.

Для получения аттестата о среднем общем образовании и сертификата для поступления в вуз выпускникам необходимо будет сдать 2 обязательных предмета (математику и русский) и 3 - по выбору. Выбирать придется те дисциплины, которые требует вуз для поступления на нужную абитуриенту специальность, иначе всю процедуру экзамена придется проходить еще раз.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1965
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1966
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1703
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
1060

Другие новости