Игорь Бунин, руководитель фонда "Центр политических технологий"
Этот вопрос связан не с реорганизацией, а с тем, нужно ли пересматривать пакетное соглашение левых и партии власти, которое позволило им захватить важнейшие посты в Думе, отстранив правых от управления комитетами. Когда решались задачи, связанные с завоеванием властных позиций Кремля в парламенте, президент опирался на так называемое левоцентристское большинство, на союз партии власти с коммунистами. Но этот период прошел. Сейчас нужно решать другие проблемы, прежде всего экономические. Коммунисты теперь не союзники, они будут пытаться сдерживать реформы, которые задумала власть. Поэтому вопрос о смене главного политического союза в Думе действительно актуален. Но это отнюдь не означает, что будет восстановлена биполярная структура Думы, которая существовала при режиме Ельцина, когда против коммунистов блокировались все остальные. Вряд ли будет изменена власть в Госдуме, да и система распределения комитетов может сохраниться прежней.
Георгий Сатаров, руководитель фонда "Индем"
Прежде всего нужны преобразования в партийной системе, а преобразования в Думе могут уже следовать как результат этого дела. Нужно изменение избирательного законодательства. Дело ведь не в количестве партий, а в том, как люди делегируют свои полномочия нашим законодателям. Когда голосуют за список, то избиратели знают только несколько человек из верхушки этого списка, а все остальное - на усмотрение партии. Это приводит к тому, что в Думе появляются фракции, которые скромно называют себя группами, но, кроме самих себя, ничего не представляют. Поэтому то, что сегодня происходит в Думе, - это во многом следствие избирательной системы.
Вячеслав Никонов, президент фонда "Политика"
Безусловно, да. На мой взгляд, Кремль допустил тактическую ошибку, когда пошел на распределение комитетов исключительно между коммунистами и проправительственными фракциями. Это вызвало недовольство правой части Госдумы и поставило Кремль в неприятное положение. Необходимо принять целый пакет экономических законов, которые явно не могут быть поддержаны коммунистами, контролирующими ключевые позиции в значительном количестве экономических комитетов. Поэтому изначальная стратегия Кремля вступила в противоречие с ее нынешней стратегией, направленной на проведение экономических реформ. В Госдуме действительно избыточное количество комитетов, и в этом я с Райковым тоже могу согласиться. Однако уже возникшую структуру очень трудно будет изменить. Можно поменять Селезнева на посту спикера Госдумы, можно перераспределить комитеты от коммунистов к другим фракциям, но крайне сложно менять саму структуру комитетов, которые уже работают и за каждым из них стоят групповые политические и экономические интересы. Реорганизация Думы невыгодна коммунистам, это очевидно. Но она выгодна тем фракциям, которые не получили портфелей при первоначальном дележе. Она выгодна с точки зрения проведения законотворческой работы. И, если Кремль взялся за экономические реформы, это выгодно Кремлю.