0
529
Газета Политика Интернет-версия

10.01.2001 00:00:00

Эксперты надеются на лучшее

Тэги: долг, бюджет, Франция


Владимир Рыжков, депутат Государственной Думы:

- На мой взгляд, Россия без труда справится с обслуживанием своего долга Парижскому клубу. Аргумент в данном случае очень простой. России удавалось справляться с погашением своих долгов и в более сложных с финансовой точки зрения ситуациях. К примеру, весной 1999 года, когда золотовалютные резервы Центрального банка составляли всего 11-12 миллиардов долларов, ЦБ выделил на погашение внешней задолженности 2-3 миллиарда. Сейчас же наши золотовалютные запасы держатся на уровне 27 миллиардов. Так что сегодня, если соответствующие финансовые ресурсы не найдет правительство, помочь в решении долговой проблемы сможет Центробанк.

Что же касается выполнения заявленных властью программ на 2001 год и в первую очередь социальных, то все будет зависеть от исполнения как бюджетов всех уровней, так и бюджетов социальных и Пенсионного фондов. Но и здесь, мне кажется, провалов ожидать не следует. И хотя дополнительные доходы бюджета в этом году вряд ли превысят прошлогодний уровень в 10 миллиардов долларов, безусловным плюсом для России является решение ОПЕК о сокращении добычи нефти и удержании цен на энергоносители на уровне 25 долларов. Если же говорить об инфляции, то в 2001 году ее уровень скорее всего превысит заложенный в закон о бюджете показатель в 12%. Однако вряд ли она превысит 21%, как было в прошлом году.

Марк Урнов, фонд аналитических программ "Экспертиза":

- Я думаю, что стоит лишь говорить о продолжении торга. Чем закончится этот процесс, сказать сложно. Конечно же, объективно нам было бы лучше, если бы реструктуризация все-таки произошла и какие-то ресурсы можно было бы направить на рост экономики.

С другой стороны, если все-таки Парижский клуб останется непримиримым, то выплачивать долги придется, и это приведет к некоторым вычетам из потенциального роста. Но никаких сверхпотрясений при этом не ожидается. Вряд ли и усилятся инфляционные процессы. Будет просто замедление темпов роста. На сколько процентов - сказать трудно. Может быть, где-то в пределах двух процентов от того, что могла бы давать экономика, если бы долги были реструктуризированы.

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики:

- Я думаю, что в ближайшее время последствия будут незначительными, поскольку, как я понимаю, речь пока идет лишь о технической отсрочке платежа, а вовсе не об отказе платить долги.

Ключевой момент состоит в том, что это прецедент. Мы впервые должны начать платить долги Советского Союза. Не проценты, а основные долги. И, конечно, мы рассчитывали на то, что будет реструктуризация. Я полагаю, что последние заявления представителей правительства вызваны намерением вновь начать переговоры о реструктуризации. Как повернутся события, не ясно. Я думаю, что Россия, конечно, промедлила с переговорами. Их надо было начинать раньше. И если уж завершить диалог мы не успеем, долги нужно платить, поскольку Россия является правопреемницей Советского Союза.

В любом случае параллельно необходимо настойчиво добиваться реструктуризации. Шансов вытянуть экономику, заставить ее работать, при условии, что мы будем платить такие большие долги и притом еще вывозить капитал, у нас нет.

Самый главный вопрос здесь - вопрос доверия. Если мы создаем кредит доверия и демонстрируем свою способность платить долги, только тогда можем рассчитывать на приток инвестиций, не только иностранных, но и отечественных.

Александр Лившиц, председатель правления банка "Российский кредит":

- Для того чтобы полностью выплачивать долг Парижскому клубу, надо вносить поправку в бюджет. Это уже вопрос не столько финансовый, сколько политический.

Закон о бюджете предполагает лишь частичное погашение долга Парижскому клубу. И для того чтобы выполнить закон без внесения изменений, необходимо пройти стандартную процедуру. Избежать ее, сделать как-то иначе, вряд ли удастся. И не надо повторять просчетов прошлого, когда, скажем, были иллюзии, что можно договориться с Мировым банком без Международного валютного фонда. Из этого ничего не получилось, и едва ли получится сейчас.

Единственно возможная процедура договориться с Парижским клубом выглядит следующим образом. Сначала должна быть достигнута договоренность с Парижским клубом о технической задержке платежей с обязательством выплатить часть долга. После этого или параллельно с этим, безусловно, должны идти переговоры с МВФ. Только потом возможно подписание промежуточного соглашения с Парижским клубом длиной год-полтора. На мой взгляд, другая модель едва ли применима. Не мы создавали финансовую архитектуру мира, и едва ли нам удастся ее изменить.

Впрочем, пока негативных последствий для бюджета, если предположить, что он не будет пересматриваться, я просто не вижу. Негативные следствия скорее носят рыночный характер, поскольку последнее заявление Парижского клуба еще не предполагает применения в отношении России каких-то санкций. А вот то, что нашему бизнесу будет сложнее вести переговоры с Западом, это факт. Я это ощущал в полном объеме во время своих командировок на Запад. Наверное, это может повлиять на котировки наших бумаг, но какого-то "вселенского потопа" я не вижу.

Эрик Файн, исполнительный директор отдела по инструментам с фиксированной доходностью "Морган Стэнли Дин Виттер"

Когда эксперты оценивают итоги деятельности России, они строят собственные прогнозы не только на расчетах правительства. Они основываются на нескольких фундаментальных показателях экономики, используя их в качестве отправной точки в своих предположениях и расчетах. Например, изначально правительство оценивало перспективы бюджета-2000 исходя из дефицита в 1%. Однако, насколько мы знаем, был значительный профицит.

Основная разница при построении прогнозов на текущий год заключается в видении динамики инфляции и цен на нефть. Напомню, что, если Россия будет выплачивать все долги советского периода Парижскому клубу в течение года, выплаты на 3,4 миллиарда долларов превысят тот показатель, что заложен в законе о бюджете.

Это, естественно, окажет "понижательное" влияние на бюджет. Однако даже если сбудутся прогнозы относительно динамики цен на нефть (она должна снизиться до 25 долларов за баррель), то все равно на конец 2001 года Россия будет иметь положительный платежный баланс.

Что же касается российских еврооблигаций, то нынешняя тупиковая ситуация с Парижским клубом скорее всего приведет к снижению их стоимости. Ведь тот факт, что соглашение с клубом не достигнуто, будет рассматриваться достаточно плохо - как отсутствие, вероятно, большого желания и готовности погашать свои внешние долги со стороны России.

Как бы то ни было, но, по моему мнению, уже в ближайшие месяцы стоит ожидать разрешения ситуации с Парижским клубом. И на мой взгляд, те процессы или ожидания, которые появляются сейчас в связи с российским платежным балансом или еврооблигациями, носят краткосрочный характер и не являются "событиями долгосрочной стратегии".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
500
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
812
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
575
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
329

Другие новости