0
880
Газета Политика Интернет-версия

30.12.2000 00:00:00

По замкнутому кругу

Тэги: Путин, оборона, реформа


С первого своего дня 2000 год прошел под знаком: президент Владимир Путин - Верховный главнокомандующий. И чуть ли не первый его указ вводил в действие Концепцию национальной безопасности. В целом же в 2000-м по военным проблемам выносилось многократно больше решений, чем в предшествующее десятилетие.

КОНЦЕПЦИИ

Первая половина года преимущественно была посвящена поиску теоретических основ военного строительства. В апреле появляется Военная доктрина, затем Внешнеполитическая. Имелось в виду, что в совокупности эти три документа выстраивают цельную систему взглядов государственных структур, занятых в сфере обеспечения безопасности России.

Однако практическая значимость этих документов оказалась ниже, чем предполагалось. Что-то близкое к декларациям о намерениях, причем не очень согласующихся друг с другом. Например, в Военной доктрине офицер никогда не найдет ответа на основной вопрос для постановки боевой задачи: какого противника и как уничтожить? А значит, весьма скован в определении рациональных путей боевой подготовки. В то же время Внешнеполитическая доктрина недвусмысленно заявляет о том, что основная опасность российским интересам исходит от США и блока НАТО.

Известная путаница сохраняется в определении приоритетности угроз для РФ. Надо бы готовиться прежде всего к отражению внешних угроз следует из текстов названных документов. Однако в интерпретации высших государственных чиновников наиболее значимы факторы внутренних угроз.

Военному человеку они мало что дали для определения его места в общем строю. Не очень точны они оказались и для выработки плана военного реформирования. Во всяком случае, продолжающийся целый год скандал между начальником Генштаба Анатолием Квашниным и министром обороны Игорем Сергеевым своими корнями уходит в неточности формулировок основополагающих доктрин. Именно в них каждая из сторон находит аргументы для отстаивания позиций: что первично в сфере обеспечения национальной обороны - ставка на ядерный щит или развитие сил общего назначения? Спор, судя по всему, будет завершен не скоро.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Во второй половине года Совет безопасности РФ потратил не один месяц на очередной план военного реформирования. 9 ноября его руководители торжественно заявили, что выработан окончательный вариант. С ним согласились все силовики, дело осталось за малым - утвердить у президента, тогда преобразования военных структур развернутся полным ходом.

В последние дни уходящего 2000-го стало совершенно ясно, что документы по-прежнему остаются сырыми, согласия между силовиками нет, а потому ставится новый контрольный срок - март следующего года, когда, возможно, президент утвердит эти документы. Часть из них будет представлена не раньше июня.

Пока ясно одно - даст "добро" Верховный главнокомандующий на план военного реформирования или нет, но намеченные сокращения будут проводиться. В общем, как в прежние годы, только эту проблему и решил Совбез на своих совещаниях, другие же - повисли. На сей раз войска всех силовых структур уменьшатся на 600 тыс. человек, из этого числа львиная доля выпадает на собственно Вооруженные силы - 360 тыс. - четверть их состава. Армия и флот вновь стали разменной монетой, ибо "на другие войска", составляющие две трети всех силовых структур (то есть около 2 млн. военнослужащих), приходится меньше половины сокращений. Это как-никак войска одиннадцати министерств и ведомств, в том числе МЧС, ФСБ, ФАПСИ, желдорвойска и другие. Они-то получили наименьшие квоты. Погранслужба через пять лет должна "недосчитаться" всего 15 тыс. человек (около 2%), внутренние войска МВД - 20 тыс., железнодорожные войска - 10 тыс., другие ведомства, имеющие в своем составе воинские формирования, в общей сложности на 25 тыс.

Сокращение, иначе говоря, веление времени, поскольку экономика страны не выдержит ныне существующую рать людей в погонах. Хотя, как выясняется, не все военачальники согласны с контрольными цифрами. До 2005 г. силовые структуры покинет каждый пятый, ныне стоящий в строю. Настораживает тот факт, что процесс намечено осуществить в том же пропорционально-долевом порядке, как и в былые годы. То есть все виды Вооруженных сил "обрезать" приблизительно в равной мере. Понемногу от РВСН, боевой авиации, Военно-морского флота, чуть побольше от Сухопутных войск - 180 тыс. человек.

Скажем откровенно: главный, стержневой момент в общей концепции военного реформирования отсутствует напрочь, нет в нем принципиально нового замысла, а есть "повторение задов", как говорили еще в петровские времена. Выдвигаются некие суррогаты. В частности, нехватку личного состава для Сухопутных войск предлагается компенсировать военнослужащими тех же внутренних войск МВД, ФАПСИ или МЧС. Но для всякого грамотного эксперта ясно, что подобный подход - путь к размыванию профессиональной подготовки защитника Отечества. Что хорошо на бумаге, то в военной практике обрастает массой различного рода условий, индивидуальных умений и навыков. В результате все это так и остается в чиновничьих фантазиях и оборачивается полным крахом в боевой обстановке.

ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Один из парадоксов российской действительности непосредственно касается сферы обеспечения отечественных силовых структур вооружением и военной техникой. 1700 головных оборонных предприятий РФ на протяжении последнего десятилетия практически не поставляют им новые образцы ВВТ. Федеральные войска в Чечне оказались по своему техническому оснащению значительно на более низком уровне, чем бандформирования. Отсутствуют приборы ночного видения, связь на тактическом уровне не имеет закрытых каналов, все генеральские рассказы о высокоточном оружии, утверждают люди бывалые, - не более чем убаюкивающая сказка для ушей общественности.

Постоянно разрабатываемые программы перевооружений перестают работать сразу после того, как официально получают утверждение на самом верху. Иной руководитель оборонного предприятия сейчас точно и не скажет, сколько раз за последние десять лет в возрождении ОПК власти "открывали новую страницу". Время шло, рождались многообещающие планы, но воз и ныне там. Российский же ОПК учился выживать самостоятельно.

Казалось, уходящий год действительно должен бы стать переломным. Новый президент РФ накануне официального избрания прилюдно пообещал, что все долги предыдущих лет по гособоронзаказу будут погашены до наступления нового столетия. А это ни много ни мало только по официальным данным более 16 млрд. руб. Плюс компенсация из-за невыполнения государством своих обязательств, а это еще как минимум 32 млрд. руб., которые были взяты на стороне в качестве кредитов под сформированный госзаказ. Но они не оплачивались государством, и поэтому на оборонных предприятиях повисли, кроме всего прочего, проценты по кредитам и сопутствующие им немалые пени и штрафы по внебюджетным фондам.

В результате различных финансовых комбинаций и бюрократических ухищрений Минфин выплатит к 15 января следующего года не более 7,8 млрд. руб. В отношении оставшихся 5/6 части долга вышеуказанное министерство как бы чисто перед оборонщиками и президентом, но в конечном итоге ОПК этих денег не увидит. Переведя в конце 2000 г. оставшиеся средства на счета Минобороны как заказчика ВВТ, Минфин тем не менее не предоставил военному ведомству соответствующий реестр долгов и методику конкретных выплат. А без этих документов МО не в праве вести дальнейшие финансовые операции. В результате, следуя жестким правилам того же Минфина, в первые дни нового года эти средства вернутся вновь в госбюджет.

Хроническая бедность ОПК - основная, но не единственная его проблема, обострившаяся в уходящем году.

Сегодня только 40% оборонных предприятий сохраняют форму государственной собственности. Остальные или уже полностью акционированы, или акционированы с сохранением государственной доли собственности. В целом данный процесс положителен для самих предприятий, но с точки зрения их участия в обеспечении обороноспособности страны возникают определенные проблемы. И прежде всего это касается проникновения иностранного капитала: сия панацея для производственников, но как быть тогда государству, заботящемуся о сохранении эксклюзивных технологий, оборонных секретов и многих других вещей, которые входят в число приоритетов национальной безопасности?

Навести порядок должен Совбез. Он намеревался сделать это в первом квартале 2001 г., сразу после того как дело военного реформирования доведет до соответствующего указа президента. Но, как стало ясно, опять возникают проблемы, и окончательное решение Верховного главнокомандующего "за горами". В свою очередь, затормозится принятие очередной десятилетней программы вооружений до 2010 г. Если же она будет принята без четких контуров реформирования Вооруженных сил, то, без сомнения, ее ждет участь предшествующих.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
618
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
682
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
974
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
795

Другие новости