В то время как в сицилийском Палермо проходила Международная конференция ООН во главе с ее генеральным секретарем Коффи Аннаном по борьбе с организованной преступностью, полиция соседней Испании практиковалась в оказании мировому сообществу помощи такого рода - в Мадриде был задержан глава холдинга "Медиа-МОСТ" Владимир Гусинский.
Вообще Испания играет в судьбе Гусинского прямо-таки роковую роль. Первый арест главы "Медиа-МОСТа" совпал с визитом в Мадрид Владимира Путина, откуда российский президент, по его словам, никак не мог дозвониться до главы Генпрокуратуры Владимира Устинова для выяснения следственных подробностей. Тогда многие эксперты посчитали, что арест российского олигарха заметно подпортил Путину один из его первых после инаугурации зарубежных визитов. Однако, как показало время, на сотрудничестве России и Испании, во всяком случае в правоохранительной части, летний инцидент с главой "Медиа-МОСТа" никак не сказался.
Испанские власти пока не разделяют сложившегося на Западе мнения о том, что Владимир Гусинский - жертва политическая (о своем несогласии с задержанием медиамагната уже заявили в американском Белом доме). Следователь российской прокуратуры Валерий Николаев официально проинформировал испанские правоохранительные органы, что Гусинский обвиняется в мошенничестве, и испанские власти после изучения соответствующих материалов должны будут вынести решение, отдавать Гусинского родине или нет.
Руководители же "Медиа-МОСТа" дали понять, что у них есть претензии к форме запроса Генпрокуратуры об объявлении Гусинского в интернациональный розыск. В частности, по словам первого заместителя председателя совета директоров холдинга Игоря Малашенко, в документе не упоминается о том, что "Медиа-МОСТ" заключил соглашение о мире со своим основным кредитором "Газпромом". А также о финансовой обеспеченности взятых кредитов. Собственно, заключение мира между "Газпромом" и "МОСТом" ломает логику обвинения, предъявленного Генпрокуратурой Гусинскому. Тем более что, по мнению менеджеров "Газпрома", активов "МОСТа" оказалось достаточно для покрытия ранее взятых кредитов. Более того, к настоящему времени более 90% этих активов кредиторы уже получили. В том числе 16% акций НТВ в собственность и 19% - в залог. Ровно через неделю "Газпром-медиа" и "МОСТ" должны будут подписать с "Дойче-банком" договор о передаче ему в собственность 19 или 20% акций НТВ, что является одним из принципиально важных условий заключенного перемирия. По мнению имевших отношение к делу экспертов, к настоящему времени "точка возврата" к финансовому конфликту уже преодолена. И о расторжении достигнутых договоренностей говорить не приходится.
Как утверждают источники "НГ", если заключенному под стражу Гусинскому вдруг захочется отыграть назад ситуацию, часть акций "МОСТа", находящихся сейчас в залоге у "Газпрома", может перейти в собственность последнего. Не исключено, что российским правоохранительным органам этот вариант нравится больше. Во всяком случае, не так давно сотрудники прокуратуры проявили не только интерес к урегулированию финансового конфликта между компаниями, но и к самому "Газпром-медиа".
Хуан Кобо
Последнее время Владимир Гусинский, у которого испанские журналисты охотно берут подробные интервью, постоянно твердил, что он очень благодарен Испании за ее гостеприимство в трудные для него времена. Ранее он даже называл эту страну своей "второй родиной", но затем, видимо, спохватившись, что у него уже есть две другие родины - Россия и Израиль, да к тому же его "финансовой родиной" является Гибралтар, где налоги чисто символические, глава холдинга "Медиа-МОСТ" стал говорить, что Испания его "второй дом".
Если говорить конкретнее, дом Гусинского в суперэлитном районе на юге страны в Сотогранде под Кадиксом на берегу моря - это роскошная вилла "Крусеро" площадью в 536 квадратных метров и с участком более 3500 метров, что по испанским меркам очень много. Неизвестно, приобрел ли ее нынешний жилец или арендует, известно только, что жившие до него здесь адвокаты платили 1 400 000 песет в месяц, а с начала 90-х годов, когда российский магнат здесь поселился, цены сильно выросли. Достоверно известно, что к услугам Гусинского - принадлежащая ему яхта стоимостью в 42 миллиона песет. А также то, что здесь постоянно живет его семья и сам он бывает часто. Кроме того, поблизости живут и отдыхают другие руководители "Медиа-МОСТа".
Хотя Гусинский, по его словам, большую часть времени проводит в самолетах, разъезжая по делам, вроде бы у него были основания считать, что в Сотогранде у него надежное убежище. В полночь с 11 на 12 декабря эта его иллюзия рассеялась, когда испанские полицейские арестовали его именно на этой вилле, несмотря на то что задержанный ссылался на свои широкие связи и высокие знакомства, вплоть до президента Клинтона.
Российский предприниматель был доставлен в полицейский участок в город Ла-Линеа. Его должен был допросить местный судья. Но поскольку дело оказалось слишком сложным и важным, да к тому же задержанный формально не проживает постоянно в этом районе, он в соответствии с испанским законодательством передал дело в высшие инстанции.
Проведя ночь и день в полицейском участке, Гусинский в сопровождении охраны был отправлен в 5 часов вечера рейсовым самолетом из Малаги в Мадрид и час спустя предстал перед известным судебным следователем Бальтасаром Гарсоном, которому обычно поручаются самые трудные дела. Всемирную известность Гарсон получил в 1998 году, когда добился ареста в Лондоне бывшего диктатора Чили генерала Пиночета.
Допрос продолжался около двух часов. Медиамагнат отказался от экстрадиции в Россию, заявив, что он подвергается там политическому преследованию. Но Гарсона приведенные в пользу этого доводы не убедили. Ибо российский бизнесмен обвиняется на родине в мошенничестве в крупных размерах, за что ему грозит тюремный срок до 10 лет. В Испании это нарушение закона тоже считается тяжким и по нему полагается срок до 6 лет.
Поэтому вопреки существующей в Испании юридической практике, при которой фигуры масштаба Гусинского обычно после допроса отпускают под денежный залог или под подписку о невыезде, мадридский следователь отправил задержанного в тюрьму обычного содержания Сото-дель-Реаль. При этом была принята во внимание рекомендация прокурора Энерике Молина, который счел необходимым поместить Гусинского временно в тюрьму, поскольку при своих больших экономических возможностях он может, как считает прокурор, скрыться и от испанского правосудия.
Теперь, согласно испанскому закону, российские власти должны не позднее чем через 40 дней прислать все материалы по этому делу. Их рассмотрит совет министров Испании и даст или не даст добро на продолжение судебной процедуры. По окончании ее тот же совет министров должен одобрить или отвергнуть принятое судьями решение.
Хотя между Испанией и Россией не существует двустороннего соглашения о выдаче разыскиваемых правосудием обеих стран лиц, обе они подписали европейскую конвенцию "О выдаче" от 1957 года. Так что экстрадиция Гусинского России возможна, хотя в любом случае займет долгое время.