Константин Толкачев заверил, что
- ПОСЛЕ внесения поправок в Конституцию Башкирии ведется активная работа по корректировке республиканских законов. Какие вопросы наиболее болезненны для Башкирии? Над чем работа уже завершена?
- Госсобрание Башкортостана являлся одним из наиболее активных законотворцев - у нас более 500 законов и 16 кодексов. Ни в одном из субъектов Федерации нет такого количества нормативно-правовых актов, принятых с момента провозглашения Декларации о суверенитете. Это объясняется тем, что в нашей республике всегда были достаточно зрелыми идеи, касающиеся суверенитета. И не надо бояться слова "суверенитет", это - синоним слова "самостоятельность".
- Скажите, а как вы поняли слова председателя Конституционно суда Башкирии по поводу того, что республика поищет для своего суверенитета другое государство, если компромисс с Россией не будет найден?
- По его словам, журналисты неправильно поняли его на пресс-конференции. Это имело отношение не к республике, а к ситуации, сложившейся в отношении государственности Косово и проблеме определения его статуса. Башкортостан никуда и никогда из России уходить не собирался - даже в мыслях не было. Если завтра в республике мы проведем референдум, то 100% населения выскажется за необходимость строить отношения с Российской Федерацией.
- Очень долго Башкирия не соглашалась принимать новую Конституцию в соответствии с российским Основным законом. И вдруг все решилось буквально за 10 дней. Чем это было обусловлено?
- Над обновлением Конституции мы работали восемь месяцев после того, как в феврале этого года президент Башкортостана своим указом образовал специальную комиссию по согласованию федерального и республиканского законодательства. Нам пришлось столкнуться с очень серьезной проблемой: согласовывая республиканское законодательство с российскими законами, мы одновременно входили в противоречие с нашей Конституцией. Президент России адресовал Госсобранию письмо, в котором обосновал целесообразность изменения ряда положений Конституции Башкортостана. При этом он отметил, что в основу согласования законодательства должен быть положен двусторонний Российско-башкортостанский договор. Такой подход нас устроил. Но серьезная дискуссия шла вокруг каждого слова.
- По каким пунктам шла дискуссия?
- Прежде всего вокруг толкования суверенитета. Мы исходили из того, что Конституция - как российская, так и республиканская - провозглашает Башкортостан республикой, государством. А одним из признаков государства и является суверенитет. Кроме того, преимущества суверенитета уже дали о себе знать. Народ республики имеет возможность сравнить условия жизни и деятельности с условиями в соседних с нами областях, где в результате форсированных темпов приватизации, разгосударствления оказалась "на боку" практически вся экономика.
- Остался ли в Конституции республики пункт, разрешающий Башкирии предоставлять убежище иностранным гражданам?
- Да, статья 26 Конституции Башкортостана предусматривает предоставление права убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, согласно законодательству России и Башкортостана.
- Вы сказали, что президент Путин оценил эффективность Договора республики с Москвой по разграничению полномочий. В то же время Москва не признает договоры о разграничении полномочий как международные. Тогда на каком основании вы строите свою международную деятельность?
- Мы занимаемся тем, чем может заниматься каждый субъект Федерации, - экономическими и культурными отношениями, которые регулируются и согласовываются с соответствующими федеральными структурами. В условиях рыночных реформ договоры становятся универсальными правовыми документами, позволяющими обеспечить учет национальных особенностей и интересов. Это дает основания говорить о живучести идеи договоров. Кроме того, они могут разгрузить федеральный Центр от выполнения слишком широкого объема полномочий.
- Пошел ли аппарат полпреда Приволжского округа на компромиссы в каких-либо вопросах по согласованию законодательства? Полпред Сергей Кириенко заявил, что решения судов по вопросам приведения в соответствие республиканских законов, в чью бы пользу они ни были приняты, будут считаться окончательными...
- Я не вижу в этом компромисса. Мы считаем согласование законодательства федеральным обоюдным процессом. Однако пока не видим особого желания у федерального Центра корректировать свои законы. Ну а в целом с полпредом Кириенко и его командой у нас наладился постоянный конструктивный диалог.
- Считаете ли вы неизбежным изменение российской Конституции?
- Конституция - это тот документ, которым мало кто бывает доволен. Речь может идти об изменении не всей Конституции сразу, а отдельных ее положений, которые не выдержали проверки временем. Прежде всего - это отказ от сферы совместного ведения, определение конституционного статуса всех типов субъектов Российской Федерации, определение субординации нормативно-правовых актов. Если в ближайшее время мы не будем менять Конституцию, то я бы считал первоочередным делом принятие закона о реализации сферы совместного ведения.
- Какие вопросы из совместного ведения вы передали бы субъектам, а какие - Центру?
- Я бы все передал субъектам.
- Есть ли сторонники такой точки зрения в Кремле или администрация президента выдвигает свои предложения?
- Со стороны Кремля нет принципиальных возражений такому подходу, идет попросту замалчивание этой проблемы. Все сегодня настолько увлечены укреплением вертикали власти, что администрации, видимо, потребуется время, чтобы осмотреться и осознать тупиковость ситуации.
- Какие предложения Госсобрание Башкирии будет вносить на рассмотрение экспертной группы Госсовета, которая сейчас занимается разграничением полномочий?
- Я бы предложил вообще отказаться от сферы совместного ведения. Она уже достаточно всем навредила. Должна быть исключительная юрисдикция федерального Центра, субъектов Федерации и муниципий.
- Какие республиканские законы вы считаете более удачными, чем федеральные?
- Как один из инициаторов многих из них исходя из практики их применения, могу сказать, что наше законодательство во многом результативнее, чем федеральное. В первую очередь, это законы, которые касаются нашей социальной, экономической сферы, которые регулируют деятельность общественных организаций, политических партий, религиозных объединений.
- Есть ли закон, который ограничивает проявления экстремистских форм ислама?
- Есть указ президента. Крайние экстремистские проявления ислама не существуют в республике. У нас есть радикальные, ультрарадикальные религиозные и псевдорелигиозные секты, которые вовлекают малоимущих и обездоленных. У сект, на мой взгляд, нет реальных перспектив, однако с ними надо работать. К примеру, в городе Октябрьском сами верующие изгнали ваххабитские группы.
- Будет ли Госсобрание республики давать юридическое определение ваххабизму?
- На законодательном уровне пока не предусматривается. Сегодня руководители всех религиозных конфессий республики, включая и ислам, выступили с резким осуждением идей ваххабизма.
- Башкирия - многонациональная республика. Нуждается ли национальная политика в республике на нынешнем этапе в дополнительных законах?
- Думаю, что в 1998 году у нас появился очень удачный закон о языках. Он создает практически равные возможности для нормального развития и функционирования всех этносов. Ведь республика в некотором смысле уникальна - по полиэтничности мы уступаем только Дагестану. Нигде больше в России преподавание в школах не ведется на 14 языках, в вузах - на 6 языках. Вместе с тем в качестве государственных языков закон определяет русский и башкирский.
- Не встанет ли необходимость в ближайшее время вернуться к вопросу о государственных языках?
- Это очень деликатный вопрос. У нас значительную группу населения - около одной трети - составляют татары. В свое время и в Татарстане, и в нашей республике шли активные дискуссии о статусе татарского языка и корректировке закона. Много говорили об ущемлении прав татарского населения. Поскольку татарский язык принят в качестве государственного в Татарстане, мы считаем некорректным придавать ему такой же статус в Башкортостане.
- Как решается сейчас вопрос с выдачей паспортов после постановления Госсобрания, рекомендовавшего не выдавать паспорта на российских бланках?
- Мы исходили из того, что в основном документе, удостоверяющем личность, гражданину должна быть предоставлена возможность определять свою национальную принадлежность. Та форма документа, которая была принята Россией в 1997 году, нарушает это конституционное право. Поэтому Госсобрание в ноябре 1997 года рекомендовало правительству Башкортостана воздержаться от выдачи новых паспортов. 15 декабря у нас должна состояться встреча с представителями федеральных ведомств по этой проблеме. Сейчас в Госдуме обсуждается проект закона об основных документах, удостоверяющих личность граждан России, и мы надеемся, что этот вопрос найдет свое решение.
- Известна ситуация, когда по распоряжению президента Рахимова была прекращена трансляция передач ОРТ и РТР...
- Решение о приостановке трансляции авторских программ Сергея Доренко и Николая Сванидзе принималось президентом по рекомендации парламента. Тогда поступило очень много писем и пожеланий от общественных организаций и граждан с просьбой оградить их от безнравственного поведения дикторов этих телеканалов. Башкортостан - все-таки преимущественно республика с мусульманским населением, нравственные каноны которого, как и у других религий, отвергают содержание и форму передач Доренко и Сванидзе. Вообще центральные СМИ не всегда создают правильный образ Башкортостана. Я понимаю, что в журналистике критика - самый ходовой товар. Но она должна содержать правдивую информацию.
- Как, по-вашему, при каких условиях в федеральной реформе возможен успех?
- Основа должна быть экономическая. При экономическом подъеме перспективы у нашей федерации неплохие. Мы сейчас восстанавливаем единый народно-хозяйственный комплекс с учетом рыночных отношений. Более того, я скажу, что экономика заставляет интегрироваться и консолидироваться.
- Что может помочь интеграции - федеральные округа, полпреды или воля Центра?
- Думаю, что важно вовремя улавливать тенденции и управлять или сводить на нет субъективные факторы во власти. Достаточно вспомнить, как при Ельцине форсировался развал основных политических, правовых институтов, которые обеспечивают жизнестойкость, дееспособность и управляемость страной. Нельзя обиженных людей ставить у власти - начинает работать субъективный подход.