Главными темами вчерашнего заседания Совета глав государств СНГ стали вопросы о ходе формирования зоны свободной торговли и о финансировании антитеррористического центра стран Содружества. В экономическом смысле интеграционный механизм в рамках всего СНГ может быть запущен к 1 июля 2001 года. К этому времени Москва должна заключить двусторонние соглашения со всеми государствами СНГ о взимании косвенных налогов и об изъятии из перечня товаров, освобожденных от налогообложения. После чего появится возможность ратифицировать рамочный договор о свободной торговле. Это решение было особенно важным для государств, не входящих в Таможенный союз, который в октябре этого года был преобразован в Евразийское экономическое сообщество. Что касается антитеррористического центра, то он может заработать в самое ближайшее время, поскольку вчера был решен последний вопрос о финансировании этой структуры.
Тем не менее главные события происходили отнюдь не на саммите, а в ходе двусторонних встреч президента России с лидерами глав государств СНГ. И особенно Украины и Грузии. Российско-украинские переговоры продолжались более 5 часов и закончились вчера около часа ночи по местному времени. Переговоры происходили по схеме - президенты, премьеры и вице-премьеры. Путин выразился образно, сказав, что никакой возможности "объегорить друг друга у нас не было".
Суть достигнутой договоренности сводится к нескольким пунктам. Во-первых, Россия совместно с Украиной утверждает баланс ее внутреннего потребления газа. Договорились о том, что на 2001 год он составит 78 млрд. кубометров. 18 из них Украина добывает сама, 30 покупает у Туркмении и 30 получает от России в счет транзита ее газа в Западную Европу.
При необходимости Россия готова предоставить Украине беспроцентные технические кредиты в размере 1 млрд. кубометров газа в месяц (в денежном исчислении это составляет минимум 50 млн. долл. в месяц, выделяемых РФ без процентов Украине, если речь идет о сроке не более 2 месяцев), а также кредит stand-by до 5 млрд. кубометров в 2001 г. по минимальной процентной ставке на 8-10 лет. В деньгах - 250 млн. долл. США. При этом, как подчеркнул российский премьер-министр Михаил Касьянов, 50% Украина обязалась оплачивать деньгами, а 50% - бартером. О цене обе стороны умолчали, что означает, что она будет примерно 50 долл. за 1 кубометр. Во-вторых, Россия реструктурировала российский долг по предыдущим неоплаченным поставкам газа, который, по разным подсчетам, составляет от 2 до 3 млрд. долл., также на срок до 10 лет. Эта сумма будет отнесена на счет государственного долга Украины. В ближайшие день-два эти договоренности будут оформлены документально в виде межправительственного меморандума, а также в виде контрактов на уровне российских и украинских компаний.
Условия этих договоренностей были мало чем выгодны России, если не считать того, что она может быть допущена к управлению украинскими газопроводами, но об этом говорили и раньше. Также к плюсам можно отнести тот факт, что российские экспортные поставки в Западную Европу будут гарантированы "приличным" поведением украинцев, которые в зимний период имели обыкновение "воровать" у России по 300 млн. кубометров газа в сутки. К числу минусов, безусловно, относится и фактическое спонсирование Украины на 5-7 млрд. кубометров газа в год хотя бы потому, что Россия на собственном опыте знает, что получить деньги по внешнему долгу далеко не всегда просто. А если исходить из того, что в среднем рыночная цена за газ сейчас составляет от 80 до 100 долл., несложно подсчитать, каких сумм лишает себя Россия, правительство которой нашло не самый лучший вариант, теоретически закрыв дырки в бюджете своей страны. По всей видимости, конкретные экономические результаты Россия может получить лишь в долгосрочной перспективе. Конечно, возможны варианты с неформальным благоприятствованием в вопросах о приватизации украинской собственности. Но в Москве вряд ли не знают, что подобные надежды далеко не всегда оправдываются. Так что скорее всего пока Москве придется довольствоваться чисто умозрительно благоприятными дивидендами, как это делал в свое время СССР.
Похожая схема действует и в отношении с Грузией, с которой в обмен на "визовый вопрос" Россия согласилась реструктурировать ее долг. Стороны договорились о том, что визы будут носить временный характер и по возможности не осложнят жизнь простым гражданам. Как подчеркнул Владимир Путин, эта мера во многом связана с ситуацией в Чечне. Случай с Грузией внешне выглядит более оптимистично. Об этом, кстати, много говорит шутка Путина: если бы на Украине знали цену, по которой российские энергоносители поставляются в Грузию, Леонид Кучма перестал бы угощать своего российского коллегу и горилкой, и салом. Правда, Москва в прошлом без вопросов со стороны представлявшего российскую сторону РАО "ЕЭС России" согласилась на более чем льготные для Тбилиси предложения грузинской стороны по поставкам электроэнергии. Так что вопросов и здесь более чем достаточно.
Минск