0
2383
Газета Политика Интернет-версия

21.11.2000 00:00:00

"Мы слышали "SOS" чужой лодки"

Тэги: курск


курск Вячеслав Попов

- Вячеслав Алексеевич, как вы оцениваете итоги водолазной операции с судна "Регалия"?

- Это операция в высшей степени необходимая, и целесообразность ее проведения не вызывает никаких сомнений. Главной ее задачей были, конечно, отыскание и подъем на поверхность тел погибших подводников. Поиски секретных документов придумали журналисты. Кроме того, очень важны были осмотр и съемки отсеков, корпуса лодки и поверхности дна вокруг нее для уточнения версий причин гибели атомохода. Мы увидели много нового, что подтверждает одну из основных версий. Кроме того, эти результаты исключительно полезны для планирования операции по подъему "Курска" летом будущего года.

- Обратимся к хронологии катастрофы. Когда по плану отряд боевых кораблей СФ, обозначающих "противника", должен был пройти через район, где находился "Курск", для обеспечения его торпедной атаки?

- Примерно от 13.00 до 15.00 12 августа. На момент 11.30 мы находились более чем в 30 милях севернее этого района, обеспечивая другую АПЛ.

- Когда поступило донесение от командира "Курска" о занятии им назначенного района и готовности к выполнению торпедных атак?

-Сейчас трудно без документов сказать точно. Около 9 часов утра 12 августа.

- Когда вы поняли, что произошло что-то неладное с "Курском", и какие меры предприняли?

- Первая тревога появилась, когда корабли прошли через этот район, а торпедной атаки не последовало. Но так иногда бывает: не вышел в позицию стрельбы, не определил главную цель, неисправность практической торпеды и т. п. Но когда командир "Курска" не донес о всплытии и оставлении района, что он обязан был сделать в 23.30 12 августа, я сразу объявил флоту боевую тревогу.

- Когда и каким образом был обнаружен "Курск" лежащим на дне?

- Обнаружен он был в 04.36 13 августа эхолотами "Петра Великого" в точке с координатами: широта 69 градусов 37 минут северная, долгота 37 градусов 35 минут восточная. Кроме того, трактом шумопеленгования гидроакустического комплекса "Полином" были зафиксированы сигналы "SOS", передаваемые механическим излучателем. Как показал последующий спектральный анализ в лаборатории СФ, эти сигналы принадлежали иностранной подводной лодке, которая, видимо, находилась неподалеку. На "Курске" такого устройства нет.

- Как вы оцениваете предложение при выходе боевых кораблей в море держать там же поисково-спасательные силы флота? Или иметь на подводных лодках "черные ящики" по типу самолетных для повышения объективности установления причин аварий и катастроф?

- Мы предварительно объявляем районы учений по региональным предупреждениям мореплавателям. Аварийно-спасательные силы флота всегда держатся в готовности, когда корабли выходят в море. А устройство документирования на "Курске" есть, только оно разрушено в третьем отсеке вместе со всем, что там было.

- Вы с самого начала расследования были уверены, что наиболее вероятной причиной гибели "Курска" является столкновение с иностранной АПЛ. Найдены ли дополнительные подтверждения этому?

- Да, и об этом в воскресной передаче ОРТ заявил председатель правительственной комиссии по расследованию причин гибели корабля вице-премьер Илья Клебанов: "комиссия располагает большим количеством косвенных признаков", свидетельствующих о том, что российская подлодка затонула в результате столкновения.

- Как вы оцениваете целесообразность операции по подъему "Курска" в будущем году? Некоторые считают, что 60 миллионов долларов, в которые обойдется эта операция, можно израсходовать на другие цели с большей пользой для государства.

- Обоснованное решение о подъеме "Курска" принял президент России Владимир Путин. Вот это и есть государственный подход. Нельзя оставлять погибший атомоход рядом со своим берегом, в районе активного рыболовства и на перекрестке рекомендованных морских путей. Кроме того, только подъем корабля при нынешних катастрофических разрушениях в носовых отсеках позволит объективно установить истинные причины его гибели. Кроме него в ВМФ есть еще 11 таких кораблей, и их экипажи должны быть безусловно уверены, что правительственная комиссия точно установит причины катастрофы. При необходимости будут проведены профилактические мероприятия на остальных кораблях этого проекта, как это было сделано на всех кораблях ВМФ после окончания расследования причин гибели АПЛ "Комсомолец" в 1989 году, чтобы личный состав был уверен в безопасности плавания на них. Все эти корабли и решаемые ими задачи стоят на два порядка дороже, чем операция по подъему "Курска".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
771
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
809
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1062
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
767

Другие новости