ЯПОНИЯ была и остается важнейшим экономическим и геополитическим партнером России. Поэтому первый официальный визит нового президента России Владимира Путина в Страну восходящего солнца имеет исключительное значение: мы приближаемся к заключению мирного договора с Японией, чтобы изменить наконец состояние "ни мира, ни войны", которое длится уже 55 лет.
Основные предложения японцев давно и хорошо известны: верните нам "северные территории" (четыре острова Южно-Курильской гряды), и мы через пять минут подпишем текст не только договора о мире, но и о дружбе на вечные времена┘ Такая позиция встречает одобрение отдельных представителей московской и петербургской "демократических" политтусовок - ну что нам эти четыре крошечных островка, отдадим их японцам, зато приобретем дружбу такой страны! При этом ссылаются на исторические прецеденты: в 1824 году Александр I просто отдал США и Канаде так называемую "Русскую Америку" - тихоокеанское побережье Северной Америки от Аляски до Сан-Франциско (расстояние, равное расстоянию от Москвы до Тбилиси), на котором США создали два штата (Орегон и Вашингтон), а Канада - одну провинцию (Британская Колумбия с региональной столицей Ванкувером).
Напомню россиянам и о том, что в 1867 году племянник Александра Благословенного - Александр II - продал США Аляску за 7 млн. 200 тысяч долларов, правда, обеспечив себе дипломатическую поддержку Вашингтона против Англии при завоевании новой, в три раза большей "Аляски" - Средней Азии (военные походы знаменитого генерала Михаила Скобелева).
Тенденция продавать Россию - увы, без всякой геополитической выгоды для страны, но зато с большой выгодой для себя лично - усилилась в последние годы существования Советского Союза и "укрепилась" в постсоветские времена (и наши дни - не исключение). В 1990 году советский министр иностранных дел и большой демократ Эдуард Шеварднадзе продолжил эту "традицию", безвозмездно (!) уступив американцам богатый нефтью и газом континентальный шельф в районе Берингова пролива.
Да, такая "традиция" в истории внешней политики России (СССР) была, но излишне спрашивать, принесла ли она российской дипломатии геополитические дивиденды. Тем более что в условиях крушения Ялтинско-Потсдамской системы и Заключительного акта Хельсинкского совещания 1975 года о незыблемости послевоенных европейских границ передача Японии "северных территорий" создала бы очень опасный геополитический прецедент, в том числе и на границах России. Не секрет, что на часть территории Псковской и Ленинградской областей, ссылаясь на Тартуский (Юрьевский) договор 1920 года, претендует Эстония, а в Финляндии есть люди, которые по-прежнему считают "южные территории" до старой советско-финской границы по реке Сестре (включая Выборг и Музей-усадьбу художника Ильи Репина в Куоккале-Репино) "неотъемлемой частью Суоми"┘
Интересно, что в самой Японии проблема "северных территорий" в большей степени - внутриполитическая, которая каждый раз с большим энтузиазмом разыгрывается во время предвыборных кампаний. Для любой политической партии с 1951 года восстановление японского суверенитета над четырьмя (вариант - двумя) Курильскими островами - это дополнительные голоса на парламентских выборах! Никогда не забуду свой неофициальный разговор с одним из парламентариев от либерально-демократической партии в 1992 году в Токио, куда я приехал как эксперт в составе делегации нардепов тогдашнего Верховного Совета РСФСР. Тогда мне запомнилась навсегда сцена из японского политического театра: вот только что, на официальной встрече сей японский депутат с пеной у рта доказывал права Японии на "северные территории", а спустя каких-нибудь два часа, за товарищеским ужином с обязательной сакэ и нашей "Столичной", захмелев, шепнул мне: "Острова не отдавайте! На выборах мы тогда потеряем 10-15 процентов голосов!" Вот такая геополитика, господа┘
В любой внешней политике плох тот дипломат, который лишь отбивает "пенальти" своих партнеров-соперников. У него в запасе всегда должен быть свой мяч, который он обязан забить в ворота партнера. И такой "золотой мяч" у России есть - это ее обоснованные претензии по русскому (в японской интерпретации - романовскому) золоту в Японии, стоимость которого, по некоторым зарубежным оценкам, с учетом набежавших за 80 лет процентов достигает сегодня 80 млрд. долларов!
Причем в отличие от весьма расплывчатой документальной базы японских претензий на Южно-Курильские острова (декларация СССР в 1956 году) поставки золота для закупок оружия для царского правительства (4 сентября 1916 года, Токио) и для адмирала Колчака (7 и 16 октября 1919 года, Владивосток) были скрупулезно оформлены. Во всех документах содержалась специальная статья, которую не грех напомнить сегодня, а именно:
"Государственный Банк России остается распорядителем золотого депозита и по первому требованию может возвратить его из Осаки ( там сосредотачивались русские золотые слитки и золотая монета. - В. С.) во Владивосток".
Однако парадокс заключается в том, что как раз российская дипломатия, имея все документальные козыри на руках, категорически не хочет играть с японцами в "золотой мяч", а чиновники российского МИДа постоянно "забывают" о наших несомненных преимуществах в этом вопросе на официальных переговорах (не стал исключением в этом плане и визит Владимира Путина). Почему нынешняя российская дипломатия, уже при новом президенте, не хочет играть на том поле, где у нас есть несомненный выигрыш? Вот это действительно загадка, не вписывающаяся ни в какие новейшие концепции о "наступательной политике".
Помимо официальных посылок с русским золотом японцы получили так называемые разовые передачи от атамана Семенова (33 ящика золотых, март 1920 г.), начтыла армии Колчака генерала Петрова (22 ящика, ноябрь 1920 г.), атамана Калмыкова (2 ящика и пять сумок, февраль 1920 г.) и других белых генералов и атаманов в Забайкалье и Приморье. Причем в японских расписках о приеме этих "разовых передач" также содержалось обязательство вернуть золото "по первому требованию". И никто - ни царское правительство, ни Колчак и его атаманы НИ ОДНОЙ ВИНТОВКИ, НИ ОДНОГО ПАТРОНА из Японии не получили! Хотя царский военный атташе в Токио генерал Подтягин и закупил первую партию оружия для атамана Семенова на 1 млн. 400 тыс. золотых иен (все оружие так и осталось в Японии, так как власти в 1919 году наложили эмбарго на вывоз военного снаряжения с японских островов). Да что там какие-то царские генералы и атаманы, судившиеся в японских судах на протяжении почти двадцати лет (в 1921-1941 годах)! Самого царя Николая II обокрали, умыкнув в марте 1917 года 5,5 тонны его личного золота, которое он отправил в Англию через Японию, собираясь эмигрировать в Лондон со всей семьей после отречения. Да так ловко умыкнули, что целые 70 лет никто об этом не знал, и в 1986 году Михаил Горбачев и Маргарет Тэтчер подписали в Лондоне "нулевой вариант" (взаимозачеты царских догов), в которые включили личное золото царя, оставшееся в Японии.
Казалось бы, с приходом нового президента России и концом прежней дипломатии "без галстуков" самое время выкатить этот "золотой мяч" на поле! Ан нет - накануне визита Владимира Путина в Японию российские СМИ сообщили, что в готовящемся российско-японском договоре о мире и дружбе вопрос о принадлежности Курильских островов фигурирует, а вопрос о возвращении русского золота даже не ставится! Разве в соответствующем департаменте МИД РФ, готовившем и проект договора с Японией, и все бумаги к визиту Владимира Путина в Страну восходящего солнца, не знают о "золотом мяче"? Разумеется, знают.
Известно, что сегодня Япония испытывает острую нехватку электроэнергии, и в РАО "ЕЭС" уже соорудили некий проект по переброске электроэнергии с о. Сахалин на о. Хоккайдо. Однако где взять деньги на строительство новых сахалинских ГРЭС - снова у МВФ и Всемирного банка? Между тем у Аркадия Вольского как председателя российско-японской общественной экономической комиссии вот уже несколько лет лежит проект японских бизнесменов о строительстве АЭС в Приморье за счет инвестиций от процентов по русскому золоту в Японии - а это 80 млрд. долларов! Казалось бы, это предложение уместно было бы включить для обсуждения в повестку визита Владимира Путина в Японию - но куда там! Ни Вольского, ни членов нашего Международного экспертного совета и близко не подпустили к рабочей группе, готовившей визит президента РФ. Что ни говори, прав был граф Сергей Витте - с российским МИДом каши не сваришь.