0
889
Газета Политика Интернет-версия

24.08.2000 00:00:00

Вячеслав Лебедев: "Никто не имеет такой власти, как судья"

Тэги: суд, реформа, Лебедев


- ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ, вы на последней встрече с Путиным обсуждали, как "полностью использовать потенциал, заложенный в судебной системе". Означает ли это, что сейчас судебная система работает не в полную силу?

- Говорить, что судебная система работает не в полную силу, очевидно, не совсем правильно. Сегодня суды работают с большим напряжением. В условиях, когда рабочая нагрузка на одного судью в несколько раз превышает допустимые нормативы, далеко не всегда представляется возможным реализовать во всей полноте тот правозащитный потенциал, которым обладает судебная власть. Существующее положение дел во многом обусловлено незавершенностью судебной реформы. К сожалению, реформа осуществляется медленно и недостаточно последовательно. Это относится как к разработке нового законодательства, так и к совершенствованию самой судебной системы. Началом реформирования стало принятие осенью 1991 года парламентом Российской Федерации концепции судебной реформы. С тех пор прошло девять лет. Но и сегодня судебная реформа еще далека от своего завершения и неизвестно, сколько времени она будет находиться в таком состоянии. Складывается впечатление, что как у законодательной, так и у исполнительной власти проблемы судебной реформы отошли как бы на второй план, снизилась заинтересованность в принятии ряда базовых законодательных актов, позволяющих судебной власти более полно реализовать свой потенциал. В результате страдает не только само правосудие, но и наши граждане. В последние месяцы процесс реформирования несколько оживился, но хотелось бы иметь гарантию того, что он вновь не затормозится. Для этого надо принять нормативный акт на уровне федерального закона, в котором следует четко обозначить оставшиеся нерешенные проблемы и сроки завершения судебной реформы. Иными словами, речь должна идти о реальных шагах, которые государство просто обязано сделать для повышения уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан.

- Как вы оцениваете концепцию реформы судебной системы, которая создавалась в Центре стратегических разработок под руководством нынешнего главы Минэкономики Германа Грефа?

- Я видел и читал то же, что и все читали в СМИ. Какого-либо специального документа или проекта реформирования российского правосудия из Центра стратегических разработок в Верховный суд РФ для обсуждения не поступало. То, что публиковалось в газетах (хотя мне неизвестно, существуют ли в ЦСР свои варианты реформирования судов), воспринимается многими судьями неоднозначно. Недавно у меня был продолжительный разговор с Германом Грефом. В итоге мы сошлись в едином: у нас есть общая цель - совершенствование судебной деятельности и активизация судебной реформы. В этом направлении судейский корпус может конструктивно сотрудничать с министром.

- Верно ли мнение, что низкая эффективность судебной реформы вызвана отсутствием четкой законодательной базы?

- С этим надо согласиться. Достаточно сложно рассматривать дела, когда нет законодательной базы, полностью соответствующей Конституции РФ и отвечающей концепции судебной реформы. Мы постоянно поднимаем перед законодателями вопросы о необходимости принятия целого ряда новых правовых норм. Но законотворческий процесс все равно продвигается медленно. К примеру, над проектом нового Уголовно-процессуального кодекса Госдума работает около 5 лет. Судьям приходится работать по кодексу, принятому ровно 40 лет назад. Ведь сегодня неприемлема даже сама его концепция. Конституционный суд РФ вынес около 20 постановлений о несоответствии положений действующего УПК РСФСР Конституции Российской Федерации. Необходим и полностью ей соответствующий новый процессуальный закон. По этому поводу мне неоднократно приходилось встречаться с членами комитетов Госдумы по законодательству, по государственному строительству, выступать на заседании обоих комитетов. Депутаты заверили, что к концу 2000 года этот закон выйдет из стен Государственной Думы. Группу по разработке нового УПК в новом составе Госдумы возглавляет Елена Мизулина. Она энергично включилась в работу, заметно активизировала ее.

- Есть еще какие-либо нормативные акты, которые необходимо принять в первую очередь?

- Гражданско-процессуальный кодекс. Он тоже будет внесен на рассмотрение в ближайшем будущем в Госдуму. Безусловно, необходим Административно-процессуальный кодекс. Остро ощущается отсутствие федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", необходим закон, регламентирующий действия и полномочия органов судейского сообщества - квалификационных коллегий судей и Совета судей РФ.

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее о формировании органов административной юстиции.

- Это один из вопросов, которые мы обсуждали с президентом Российской Федерации. Он горячо поддержал идею создания административных судов и дал поручение председателю правительства, руководителю своей администрации о необходимости образования этих судов уже в 2001 году. Во-первых, с созданием административных судов реализуется идея концепции судебной реформы о том, что судебные округа не должны совпадать с административно-территориальным делением России. В системе административных судов мы предложили создать межрайонные суды по обжалованию действий органов самоуправления. А рассмотрение жалоб на действия должностных лиц субъектов Федерации, оспаривание нормативных актов субъектов Федерации, защита избирательных прав граждан в регионах во время предвыборной кампании по выборам глав администраций или членов законодательных органов - все станет осуществляться в окружном суде. Всего предполагается создать 21 окружной суд. Под юрисдикцией каждого окружного суда будет находиться территория нескольких субъектов Федерации. Закладывая эти параметры, мы стремились равномерно распределить нагрузку между всеми окружными судами с учетом численности населения, проживающего в том или ином регионе, принимали во внимание и географическую удаленность суда, с тем чтобы административный суд стал доступен для всех граждан, у которых возникла необходимость обращения в него. Во-вторых, при таком разделении полнее разрешаются проблемы гарантий независимости судей от возможного давления со стороны исполнительной и законодательной власти, должностных лиц субъектов Федерации. В административном суде судья будет работать уже вне зоны влияния конкретного субъекта Федерации.

- Какие меры в рамках реализации судебной реформы вы собираетесь предпринять, чтобы ускорить сроки прохождения дел?

- Это очень сложная и острая проблема, затрудняющая эффективную реализацию своих возможностей для судебной системы. Главный выход из создавшегося положения - увеличивать штатную численность судов общей юрисдикции. Кроме того, большие надежды мы связываем с учреждением института мировых судей. Сегодня уже назначены мировые судьи в Саратовской, Ростовской, Брянской и некоторых других областях. Приняты законы о полномочиях и компетенции мировых судей. Для судов общей юрисдикции это очень большая помощь - мировые судьи разгрузят федеральную систему судов, позволят снизить нагрузку на районные суды. От их введения выиграют все, особенно граждане, поскольку их дела будут рассматриваться быстрее. На рассмотрение мировых судей передается более 60 процентов гражданских дел и около 20 процентов уголовных. Хотя Минфин России немного сократил запрошенные нами ассигнования на систему мировых судей, но тем не менее более 4000 мировых судей в 2001 году будут профинансированы.

- Материальное обеспечение судебной власти, безусловно, недостаточное.

- Заработная плата судьи должна быть достойной его высокого звания и положения. Это одна из мощнейших гарантий независимости судей. Разве может нормально и независимо работать нищий судья? Конечно, нет. Ни одно должностное лицо в стране не имеет такой власти, как судья! Правительство и любое входящее в него министерство принимают свои решения коллегиально. А судья нередко единолично решает целый круг важнейших вопросов, в том числе о главных человеческих ценностях - правах и свободах граждан, закрепленных в Конституции. Разве допустимо лишать судей материальных гарантий от давления, зависти, от различных поступков, которые могут сказаться на объективности рассмотрения дела?

- Вероятно, все эти вопросы будут обсуждаться на V Всероссийском съезде судей, который должен состояться осенью?

-- Очередной съезд судей намечен на ноябрь 2000 г. Сейчас вместе с Советом судей и Высшей квалификационной коллегией мы готовим широкий комплекс вопросов, которые будут вынесены на обсуждение. В работе съезда предполагает принять участие президент, который готовится к этому событию.

- Как вы относитесь к инициированной президентом реформе регионального законодательства и приведения его в соответствие с федеральным законодательством?

- Считаю ее правильной. Наше государство единое, федеральное, соответствующей этому должна быть в нем и система управления. Не буду давать сейчас свои оценки принятым в последнее время законодательным актам. Скажу лишь, что линия президента на укрепление государственной власти в России находит полную поддержку и в судейском корпусе. Поэтому мы так и настаиваем на оперативности введения административных судов. Именно они будут проверять правовое содержание законов и нормативных актов субъектов Федерации на предмет их соответствия Конституции России и федеральным законам.

- Скажите, с вашей точки зрения, требуют ли радикальных изменений не только отдельные законодательные своды, но и Основной закон?

- Сегодня много идет разговоров о том, что надо вносить изменения в Конституцию РФ. Но я правоприменитель и должен свято соблюдать действующую Конституцию. Поэтому ничего не комментирую. Будут внесены изменения в Конституцию - значит мы станем работать по новой Конституции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
593
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
992
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
718
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
385

Другие новости